Многие помнят чехословацкую киносказку "Три орешка для Золушки". Также немало людей видели смену караула в Пражском Граде. Но мало кто знает, что костюмы для "Трех орешков..." и форму солдат, охраняющих резиденцию президента Чехословакии/Чехии, создал один и тот же человек - художник Теодор Пиштек.
Пиштек родился 25 октября 1932 года. Он еще жив, в этом году ему исполнится 91 год. Наибольшую славу ему принесла работа над костюмами в двух фильмах режиссера Милоша Формана:
- "Амадей" (Пиштек получил за костюмы премию "Оскар") - всем, кто любит Прагу и Чехию, рекомендую этот фильм: во-первых, он сам по себе великолепен, во-вторых, хотя события там, в основном, происходят в Вене, в роли Вены выступают Прага и еще несколько мест в Чехии
- "Вольман" - Пиштек получил за костюмы премию французской киноакадемии "Сезар".
Вацлав Ворличек, режиссер "Трех орешков для Золушки", раньше уже работал с Пиштеком. И у него не было сомнений в том, кого пригласить для работы над костюмами в новом фильме. Позже они вместе работали над такими сказками, как "Принц и Вечерняя Звезда", "Как разбудить принцессу", сериал "Арабела". В творческом багаже Пиштека - работа над костюмами в "Народ против Ларри Флинта" Формана и мини-сериале "Дюна Фрэнка Герберта".
В ноябре 2023 года у легендарной сказки "Три орешка для Золушки" юбилей: 50 лет со дня премьеры. Поэтому весь года пару раз в месяц публикую материалы, связанные с этим фильмом. На канале есть подборка статей, постов и клипов, которая ему посвящена.
Именно Теодору Пиштеку принадлежит идея сделать для "Трех орешков..." костюмы в стиле эпохи Ренессанса. В интервью он как-то раз охарактеризовал эту эпоху как "игривую, легконогую и красиво окрашенную". Костюмы в фильме явно соответствуют этому определению, особенно мужские: разрезные рукава, узкие штаны типа колготок, короткие туники и не очень длинные плащи.
По словам Пиштека, основной проблемой при работе над костюмами были ткани. На киностудии "Баррандов" работали отличные мастера, а вот купить качественные ткани, да еще и недорого, не удалось. Сказку создавали, в основном, из синтетики, в первую очередь - из кримплена.
Новые костюмы полагались только главным героям - иначе не удавалось уложиться в бюджет. Второстепенных персонажей одевали в то, что уже было в гардеробе киностудии, или в костюмы, перешитые из старья.
Но некоторым персонажам требовалось несколько костюмов - той же Золушке. В результате, для фильма создали около 80 оригинальных костюмов. После съемок их отправили на общий склад и использовали при съемке других фильмов. Только в девяностых, когда стало ясно, что "Три орешка для Золушки" явно стали культовым фильмом, пережившим свое время, оригинальные костюмы разыскали и собрали в тематическую коллекцию.
И Пиштек отметил, что особым удовольствием было создавать костюм Золушки для Либуше Шафранковой. Стоило ее увидеть, и он сразу понял, как должна выглядеть Золушка во всех ее образах.
Обращу внимание, что Пиштек создавал костюмы только для чехословацких актеров. Немецких актеров (Мачеха, Король, часть массовки) одевал в ГДР Гюнтер Шмидт.
Это еще не все, что я хочу сказать о костюмах для "Трех орешков для Золушки", поэтому в перспективе будет еще одна статья по этой теме.