Бо Лотто
Об авторе
Бо Лотто является профессором Лондонского университета, а также приглашенным научным сотрудником Нью-Йоркского университета. Его исследования посвящены изучению того, как мозг адаптируется к неопределенности на клеточном уровне и уровне восприятия реальности.
«Преломление: наука видеть иначе» — увлекательная книга, в которой автор раскрывает сложные отношения между восприятием, опытом и мозгом. Главная задача ученого - подвергнуть сомнению некоторые фундаментальные предположения, которые у нас есть о том, как мы видим и воспринимаем мир.
Реальность виртуальна
Бо Лотто утверждает, что наше восприятие мира — это не прямое отражение реальности, а скорее виртуальная конструкция, созданная мозгом. Автор показывает это на примере цвета. Цвет не является неотъемлемым свойством объектов в мире, а скорее он продукт того, как мозг интерпретирует визуальные сигналы.
Помните, несколько лет назад во всей сети ходил спор о цвете платья. Сейчас в Wikipedia даже есть отдельная статья «Феномен синего или белого платья». Пользователи социальных сетей, а за ними и известные личности, и ученые спорили о цвете платья на фото. И так и не пришли к общему знаменателю. Удивительно, неправда ли? Мы смотрим на один объект, но видимо далеко не одно и тоже.
Вспомните еще эксперимент с резиновой рукой. Перед испытуемым на столе помещается резиновая модель руки. Его реальная рука также находится на столе, но заслонена экраном и находится вне зоны его видимости. Экспериментатор начинает синхронно водить одинаковыми кисточками по обеим рукам сразу, дотрагиваясь одновременно до одних и тех же мест. Спустя некоторое время испытуемый начинает чувствовать, что резиновая рука способна испытывать тактильные ощущения, кроме того, у исследуемого появляется чувство обладания резиновой моделью руки, словно она становится частью его тела. Когда исследователь бьет молотком по резиновой руке, человек отдергивает свою руку и утверждает, что чувствует удар, словно это его рука.
Подтверждений того, что мы воспринимаем реальность субъективно очень много. Однако все мы думаем, что мы точно видим мир вокруг таким, какой он есть.
Информация вокруг нас бессмысленна
Информация, которая обрушивается из внешнего мира на наши органы чувств, может буквально означать что угодно. Именно мозг придает ей смысл. И вот несколько причин этого.
Во-первых, мы не воспринимаем всего, что можно воспринимать. Взять к примеру, собачий свисток. Он издает звуки в диапазоне высоких частот. Люди могут слышать только до 20 кГц, но собаки слышат намного лучше. Свисток совершенно бесшумен для людей, а вот собаки слышат его великолепно.
Во-вторых, все входящие сигналы неоднозначны. Сколькими видами улыбки вы способны улыбнуться? Странный вопрос. И все же, если хорошо подумать, то вы можете улыбаться снисходительно, доброжелательно, вежливо, с усмешкой, романтично и т.д. А ведь речь идет всего лишь об улыбке. Сигнал, который вы предаете другим людям, точно сложно оценить однозначно.
В-третьих, реальность изменчива. Как можно одинаково оценивать мир вокруг, когда он меняется ежеминутно: день сменяется ночью, зима переходит в лето, объекты, то есть в нашем поле зрения, то исчезают. Можно ли здесь однозначно заявить, что мир таков, какой есть...
Все определяет контекст
Мы расшифровываем полученную информацию исходя из контекста. Снова вернемся к цвету. Только представьте, целый ряд социально-культурных и психологических особенностей меняет восприятие цвета разными людьми. Так, русский человек различает больше оттенков красного цвета, чем, скажем англичанин. Почему так? Исследования древней русской истории и культуры показывают, что наши первобытные предки делили все объекты природы на светлые, темные и красные. Их мир был трехцветный. И так как один из главенствующий цветов – красный, его, в свою очередь, можно «разложить» на алый, багряный, червонный, кровавый и многие другие оттенки. Различия в восприятии цвета наблюдаются повсеместно. Например, аборигены Новой Гвинеи, вообще, не различают голубой и зеленый, считая их одним цветом, используемым для описания воды. А синий они воспринимают как черный, ассоциируя его с ночной темнотой, в которой может таиться опасность.
Удивительно, неправд ли?
Что делает наш мозг Прекрасным? Мы все заблуждаемся!
Человеческий мозг в отличие от других представителей животного мира, имеет несколько слоев восприятия. Считается, что мышь не может, щемя сердце, вспоминать прошлое и с тревогой смотреть в будущее. А человек способен на такое и даже больше. Он может придумывать и воображать будущее, настоящее и прошлое. Наше воображение способно трансформировать наше поведение и восприятие.
Однажды Бо Лотто принимал участие в художественной выставке, на которой демонстрировал инсталляцию – взаимодействие света и цвета. По задумке автора, должны были работать несколько десятков ламп, а управлять ими должна была программа на компьютере, показывающая разное преломление и отражение света. Перед самым открытием электричество вышло из строя. Опечаленный Лотто стоял в зале и думал, что нужно повесить табличку «не работает». Как вдруг в зал зашли посетители. Они обошли неработающую инсталляцию и …. Увидели в ней смысл! Один художник объяснил другому, что вон видит и какова задумка автора. Экспонат спасло заблуждение.
Только вдумайтесь! Мы, люди, можем видеть даже то, чего нет.
Вот еще один пример заблуждения. Помните, небольшое видео с вращающейся фигурой балерины. Главный вопрос - в какую сторону она вращается? Когда вы смотрите на вращающийся силуэт балерины, направление вращения «додумывает» наш мозг. У него нет каких-то чётких ориентиров и точки отсчёта, поэтому одни люди видят вращение по часовой стрелке, другие — против часовой стрелки. Причем если понаблюдать за вращением некоторое время, то в какой-то момент может показаться, что балерина стала крутиться в противоположную сторону. Это всё проделки нашего мозга.
Где уж тут реальная реальность? Мы все заблуждаемся. И это не плохо, это просто данность. Однако вы должны научиться выбирать свои заблуждения. Если вы не научитесь этому, они сами выберут вас.
Наши убеждения делают нас нами
Убеждения — важный инструмент. С его помощью мы создаем новые и значимые образы восприятия, которые позволяют изменить мозг и собственно восприятие. Основываясь на истории восприятия действительности, мозг строит базовые убеждения, проявляющиеся в его функциональной архитектуре, с помощью которых мы воспринимаем текущий момент. Эти убеждения определяют то, что мы думаем и делаем, и помогают предугадать, как поступать дальше. Важно отметить и обратное: убеждения также определяют и то, чего мы не думаем и не делаем.
В отрыве от конкретной ситуации убеждения не могут быть плохими или хорошими. Это просто-напросто мы сами… все вместе и каждый в отдельности.
Некоторые наши убеждения прошли многотысячный путь эволюции и стали врожденными. К примеру, боязнь змей. Это наше условное убеждение из прошлого, унаследованное от самых далеких предков. Оно когда-то помогло выжить, выручает и сейчас.
Другие убеждения формируют в нас окружающие люди. Вспомните свое детство, ваша мама или папа учили вас не подходить к краю высокой кровати, качели или обрыва. Изначально у вас не было страха высоты и не было убеждений на это счет. И вот родители помогли вам получить представление о реальности через убеждение об опасности высоты. Пример нейтральный. Но представьте, что «подаренное» кем-то убеждение может быть со знаком минус, способное ограничить вас или навредить.
Ну и конечно же есть убеждения, которые мы создаем сами. Они отличают нас от других и делают нас – нами. Представьте, что вы врач. И к вам в больницу привозят пациента с вирусом Эбола, с возможностью, что он тот самый нулевой пациент. Однако сам больной отрицает свою болезнь и всеми силами пытается покинуть клинику, жестко оскорбляя и избивая медицинских сотрудников. Если вы поддадитесь общим настроениям и убеждениям персонала, что больной сам несет ответственность за свою жизнь, то можете спровоцировать пандемию вируса Эбола на своем континенте. Если ваш личные убеждения сильны, вы удержите его любой ценой, сделав все, чтобы он остался на карантине и прекратил заражение. Это реальная история одного африканского доктора, Амейо Ададево. Это живая иллюстрация того, как личные убеждения провоцируют верные мысли и поведение, а также как они оказываются особенными для человека, предлагающего идеи, в то время как другие не видят их.
Верно и другое утверждение: наши личные убеждения могут быть ограничивающими и способствующими тому, что мы не реализуемся, не имеем того, что желаем, не делаем то, что нужно.
Творческие способности на самом деле совсем не творческие
Исследования мозга показали, что творческие способности на самом деле совсем не «творческие» и, по сути, «гениальность» проистекает из простого умения усомниться в правильном убеждении, но убедительно и по-новому. Кроме того, гениальность - это систематическая работа над развитием своих способностей.
В 1799 году во время военной экспедиции Наполеона в Египте, французами был найдет роззетский камень – стела из гранодиорита, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, на разных языках. Французская армия не удачно выступила в Египте и камень попал в руки англичан. Две школы, французская и английская, начали соперничество за расшифровку письма на камне. Победу одержал Жан-Франсуа́ Шампольо́н, французский египтолог. Благодаря его переводу, стало возможно чтение египетских иероглифов. Его открытие было гениальным. Но так ли это? С ранних лет Жан-Франсуа жадно изучал все языки, которые попадали в его поле зрения, включая древние. Лингвистика была его жизнью. Его открытие произошло в результате большого количества крошечных линейных движений. Плюс ко всему, Жан-Франсуа поставил под сомнение выводы английских ученых и оказался прав.
Для сравнения. Точно так же как с телом, если вы регулярно занимаетесь спортом, вы получаете желаемый результат. Мозг работает точно так же.
Вас не осеняет великая идея, но вы создаете все условия, чтобы в нужный момент такая идея пришла вам в голову. Еще важное значение в гениальности имеет то, какие вопросы мы задаем себе при решении той или иной задачи. Вопросы, начинающиеся с «почему», приводят к удивительным открытиям, особенно когда это «почему» бросает вызов непреложной истине.
Отсюда вывод – ваша гениальность в ваших руках!
Важен только опыт
Как же мозг учиться? Как он меняется? Вот вопрос, который автор задает из на протяжении всей книги. И каждый раз показывает нам, что развитие возможно только через метод проб и ошибок. И чем их больше, тем лучше. Тем умнее вы и развитее ваш мозг.
Чтение, по утверждению автора, обладает невероятной силой. Оно дарует нам знание. Мы раскрываем имеющиеся у нас убеждения, а новые становятся более четкими. Но если мы действительно хотим чему-то научиться или получить опыт, то гораздо больше полезного в плане восприятия, даст физическое взаимодействие с миром!
Представьте, что вы приезжаете в другую страну. Рассматривая туристические буклеты и интересные статьи в интернете, вы ничего не узнаете. Чтобы получить знание о культуре, вам нужно выйти на улицу, пообщаться с местными, попробовать национальной еды и в живую посмотреть на достопримечательности.
Путешествуйте, пробуйте новую еду, занимайтесь необычными видами спорта, учите иностранные язык…Словом, контактируйте с этим миром, чтобы становиться «больше», расширять границы реальности и формировать новые убеждения.
Мы все боимся темноты
На пути постижения реальности, мы все сталкиваемся с проблемой. Мы все боимся темноты". И в прямом, и в переносном смысле.
Страх темноты — врожденный, экзистенциальный. Он объединяет все живущие в голове реальные и выдуманные фобии, порожденные как настоящей жизнью, так и «прожитой» в каких-то историях, сказках. Однако речь не только о страхе физической темноты. Это еще о том, что человеческий мозг не любит неопределенность и всячески пытается ее избежать. Основное стремление мозга к определенности заложено эволюцией. Так проще выживать.
Неизвестность нас пугает. К примеру, в Лондонском аэропорту Хитроу есть лифт, который перевозит людей из одной части здания, в другую. В нем не было кнопок, потому что и так ясно, куда он поедет. Отсутствие определенности пугало пассажиров и они начинали паниковать. Пришлось сделать кнопку «вверх», которая была связана только с лампочкой и загоралась при нажатии.
Темнота как в прямом, так и в метафоричном смысле, мешает расширению реальности и познанию мира. Но если вы наберетесь мужества и сможете преодолеть страх «темноты», то ваша реальность уже не будет прежней. Как сказал известный психотерапевт Карл Юнг, проблему никогда нельзя исправить; единственное, что мы можем, — изменить наш взгляд на нее.
Радуйтесь неопределенности
Чтобы прекратить бояться и начать движение в ширь, раскрывая границы реальности, автор рекомендует следовать 5 принципам:
- Радуйтесь неопределенности.
- Будьте открыты новым возможностям.
- Действуйте сообща.
- Пусть мотивация идет изнутри: позвольте творческому процессу быть наградой самому по себе.
- Действуйте намеренно: в конце концов, действуйте осознанно…
Чему учит книга:
- Реальность этого мира у каждого своя. Убедитесь в этом изучив особенности других живых видов или пообщайтесь с людьми из другой культуры.
- Помните, что любая информация бессмысленна. Значение ей придает наш мозг.
- Мозг определяет реальность исходя из: а) предыдущего опыта, б) из контекста.
- У каждого из нас есть убеждения, которые определяют нас.
- Наше воображение способно на многое. Мы можем видеть и верить в то, чего нет. Мы сами можем создать свою лучшую реальность.
Хочешь аудио формат саммари, иллюстрации и море полезностей? Заходи на канал в Телеграм Можешь не читать