Очень большой интерес вызывает проходящий в Китае саммит под названием «Китай – Центральная Азия» в городе Сиане. Си Цзиньпин пригласил, и приехали (видимо, с удовольствием) президенты Казахстана Токаев, Киргизии Жапаров, Таджикистана Рахмон, Узбекистана Мирзиёев и Туркмении Бердымухамедов. И уже есть какое-то количество заявлений Си Цзиньпина, и они немного удивляют, потому что Китай раньше более четко выбирал слова и был очень аккуратен. Смотрите, коротко: «Китай готов помочь странам Центральной Азии укрепить свой оборонный потенциал, Китай продолжит играть роль в координационном механизме соседей Афганистана, содействовать мирному восстановления Афганистана и, главное, Китай и Центральная Азия должны противостоять внешним попыткам спровоцировать «цветные революции»». Китай раньше не фиксировал факт, что они происходят. Он был немножко над схваткой.
Сергей Михеев: Интересно, что саммит происходит в Сиане. В одно время он был древней столицей Китая. Всем известная Армия терракотовых воинов как раз была там недалеко. Это символическое место для китайцев, их культуры и традиций. По поводу саммита есть две новости. Одна хорошая, а вторая – не то, чтобы плохая, но более прохладная. Хорошая состоит в том, что совершенно очевидно, что китайцы показывают центрально-азиатским государствам, что они не собираются просто так смотреть на ситуацию, при которой американцы будут их «окучивать», а они будут к ним приползать. Совершенно очевидно, что на фоне усилий американцев, европейцев, недавних визитов делегаций Госдепа, переговоров Казахстана с ЕС о безвизовом сообщении, китайцы показывают простую вещь: «Друзья, мы готовы вам даже помогать, но вы не забывайте, где живете». Поэтому Китай совершенно четко дает сигнал и самим центрально-азиатским государствам, и Америке с Европой, что он считает, что это кусок Азии, где американцам с европейцами делать нечего. С их идеями о демократии, «цветных революциях» и прочей ерунде. И Китай показывает это совершенно очевидно.
Интересно, что это произошло после визита не всех, но нескольких среднеазиатских президентов в Москву на военный парад 9 мая. Это то, о чем я неоднократно говорил. Центральноазиатские страны могут что угодно думать, но есть геополитическая реальность – они не могут взять и перелететь куда-то в другое место. Нравится им или не нравится: сверху с севера Россия, с востока Китай, с юга Иран и Афганистан. Всё это страны, на сегодняшний день находящиеся в ситуации жестко нарастающего конфликта с Западом. С запада Каспийское море, но оно замкнутое, выход дальше к Азербайджану и Турции, но и здесь не всё однозначно. Тем более, что это особых супервозможностей не дает. Поэтому в нынешнем раскладе сил, несомненно, данный саммит китайцы проводят в пику американцам. И американцы со всеми своими евродрузьями сейчас находятся недалеко в Хиросиме в Японии, и китайцы совершенно четко здесь показывают региональную интеграцию. Интересны также все акценты, о которых Вы сказали, особенно по поводу цветных революций. Потому что американцы и европейцы неоднократно подходили к этому вопросу. Они когда-то устроили «революцию тюльпанов» в Киргизии, пытались дестабилизировать при покойном Каримове ситуацию в Узбекистане; они причастны ко многим проходящим в Казахстане деструктивным движениям, не говоря о том, что очень активно «окучивают» казахстанское руководство и элиту. Они потенциально имеют виды и на Туркмению с Таджикистаном (особенно на туркменский газ).
Поэтому цветные революции, ротация элит на более прозападные – это любимое американское занятие, и китайцы совершенно четко дают сигнал и американцам, и самим центрально-азиатским государствам, что лучше быть реалистами. А бонусы, несомненно, будут. Почему еще это важно для китайцев? Потому что китайцы уже вложили довольно много денег в создание в постсоветской Средней Азии инфраструктуры в рамках своих проектов «шелковых путей». Для них это важно со всех точек зрения.
Вторая новость, которая менее радужная и более прохладная, состоит в том, что китайская активность повышается на фоне снижения возможностей России. Россия занята Украиной, находится в ситуации жесткого конфликта с Западом, поэтому она готова, видимо, уступить часть своего влияния в центрально-азиатском регионе Китаю.
Готова или вынуждена?
Сергей Михеев: Вынуждена. Видимо, в обмен на китайскую поддержку. И плюс для того, чтобы иметь более надежный тыл, потому что многие постсоветские страны, в том числе Средней Азии, на фоне ситуации с Украиной начали вибрировать, слегка вилять то влево, то вправо. Я думаю, для того, чтобы а. заручиться более надежной поддержкой Китая; и б. иметь более надежный тыл, думаю, что Россия готова закрыть глаза на очевидное повышение активности Китая в этом регионе. Вроде как это не очень хорошо, но и не очень плохо, так как заодно центрально-азиатским президентам будет с чем сравнить. А то они любят разводить местечковый постсоветский национализм, что им всё русские не нравятся. Ну поработайте с китайцами!