В мире живописцев существует интересный парадокс: многие великие мастера известны широкой публике по одной единственной картине. Например, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин крепко ассоциируется с «Купанием красного коня», и далеко не все смогут вспомнить какие-либо другие его работы.
И действительно, вышеназванное полотно имело невероятный успех. Даже Илья Репин был впечатлен талантом художника, хоть и находился с ним не в самых лучших отношениях. Но, каким бы великим шедевром не была отдельно взятая картина, не корректно судить о всем творчестве живописца только по ней.
Увидев рядом «Кафе» и «Африканского мальчика», сложно будет поверить, что их создал один художник. При этом красный конь буквально затмил собой остальные немалочисленные достижения Кузьмы, задвинув их на второй план.
Если же говорить об этом наиболее известном полотне, то стоит отметить, что оно выполнено в традициях иконописи и вдохновлено образом Георгия Победоносца, поражающего змея. Это немного странно, поскольку Петров-Водкин ассоциируется с революцией и становлением советской республики, а не православием.
Посмотрите работы художника в галерее.
На самом деле такое, казалось бы, несоответствие имеет разумное объяснение, ведь первыми учителями Кузьмы Сергеевича были хвалынские иконописцы, именно они обучали юного художника азам ремесла. Поэтому сферическая перспектива так прочно обосновалась и на его более поздних работах.
Чтобы увидеть больше работ художника, полистайте галерею.
Живописцу повезло родиться во второй половине девятнадцатого века, испытав влияние всех существовавших тогда направлений. Начиная Ренессансом, заканчивая импрессионизмом и модерном, модными тогда. При этом Петров-Водкин вошел в историю именно как русский и советский символист, писатель, преподаватель и теоретик изобразительного искусства.
Посмотрите больше работ художника в галерее.
Кисть живописца создавала и иконы. Образ Богородицы с младенцем на руках в храме в Александровском парке создан им. А также художник написал современную стилизацию иконы «Богоматерь умиление злых сердец». Приемы, характерные для иконописцев, перешли и в бытовые сюжеты, придавая им некую загадочность пророческих откровений.
Одной из проникновеннейших полотен мастера можно назвать «1918 год в Петрограде», названный в народе «Петроградской Мадонной». Картина написана в 1920 году, на ней изображена женщина в белом платке. Ее лицо странно похоже на лицо Богоматери, и одной рукой она придерживает спящего ребенка, другой застегивает пуговицу. Героиня выражает умиротворение и покой, словно отдавая всю мудрость, накопленную матерями за тысячи лет существования человечества. Темно-зеленый цвет одежды в сочетании с белым выражает чистоту и даже святость, красный же символизирует прожитые страдания и победу, которую жизнь одержала над смертью.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Кузьма Петров-Водкин в совершенстве владел иконописной техникой живописи и на уровне цветов и ощущений, которые они вызывают у зрителя, смог рассказать о всей неоднозначности событий, недавно произошедших в стране, и свой взгляд на них. Так, даже в тяжелые годы нищеты, войны и общей разрухи, женщина и мать мужественно хранит покой и уют в хрупком мире.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!