Автор Михаил Дряшин
Организаторы премии опубликовали «длинный список» из 30 номинантов. Ознакомившись с ним, а также с премиальными списками предыдущих лет, я пришёл в недоумение. Вроде читающий человек, а живу мимо этих книг, или они мною брезгуют.
Почти ничего из списков я не читал, о существовании большинства авторов не догадывался. А премии 20 лет исполняется.
Иногда только вспышками что-то знакомое выскакивает, причём не из лауреатов, а из номинантов. Елизаров и Сальников с далеко не лучшими своими романами, Яхина, Захар Прилепин. То вдруг Водолазкин выпорхнет, то Александр Пелевин (не путать с Виктором).
А потом как нахлынут почвенники из Нечерноземья, а за ними – рафинированные горожане. Вслед им – державники, но вдруг и неполживцы. А под конец классиками накроет, давно покойными.
В жюри во главе со свадебным Владимиром Толстым, начальником музея-усадьбы и советником президента по культуре, заседают персоны полуакадемического свойства, умеренные прогрессисты – тот же Водолазкин или Басинский.
И вот никак не могу собрать премию у себя в голове в единое целое. Что она? Какая? Продержавная или фрондёрская с фигой в кармане? Традиционно-академическая вроде Нобелевки, какой та была полвека назад, или авангардно-декадентская? Реализм они поддерживают или безудержный полёт фантазии? Русское или прозападное?
Ощущение, что устроители хватаются за всё, что плохо лежит. Они всеядны, а потому безлики.
Сами про себя устроители премии, кажется, это понимают, потому и пишут на своём сайте несуразицы. Дескать, премия «поддерживает традиции классической и актуальные тенденции современной литературы».
Это как в хитро составленном гороскопе: вы жёсткий, но временами мягкий, вспыльчивый, но покладистый, мальчик, но частенько бываете и девочкой.
В общем, запутался я совсем. Странная какая-то премия. А потом обратил внимание на логотип, текстовую преамбулу – и всё встало на свои места.
Премия «Ясная Поляна» учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Толстого и – внимание – компанией Samsung.
Это, оказывается, репутационный проект мирового производителя электроники. Детище их пиарщиков.
Ничего плохого в этом не вижу: и словесников наших подкармливают, и себя продвигают.
Но, выходит, главная задача премии – поощрять не смыслы и художественные поиски, а информационный шум. Отсюда и хватание за что угодно, попытки уютно устроиться в тени громких имён. Отсюда, похоже, и небрежение достойными прозаиками на творческом взлёте, и приём заявок от тех, чья литературная карьера уже катится под гору.
Скажем, «Тень за правым плечом» блистательно восходящего Александра Соболева я не увидел в списках, как и лучших книг Михаила Елизарова или самого сильного, на мой вкус, романа Александра Сальникова «Отдел».
Нет, если кто упрекнёт меня в литературном невежестве, мне нечем будет крыть. Всё вышесказанное – чистая вкусовщина. Спорить не собираюсь, считайте сразу, что вы победили.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.