ЮМОР – как современный тренд в коммуникациях.
Для чего нужно юморить в коммуникациях?
· Привлекать и удерживать внимание слушателей.
· Развлекать, расслаблять слушателей.
· Поддерживать энергетику слушателей на высоком уровне.
· Снимать напряжение, конфликты в коммуникации.
· Доносить информацию в облегченном виде.
· Управлять своими эмоциями.
Эксперты считают, что шутить нужно каждые пять, шесть минут выступления. Это оптимальный ритм для шуток. Не нужно чаще, вы не клоун на сцене. Но не нужно все время быть серьезным.
Мой совет, начинайте создавать свой банк юмора для тренингов.
Но откуда брать юмор? Слушайте, смотрите выступления Михаила Жванецкого, Александра Невзорова, Сергея Доренко, Дмитрия Потапенко. Изучайте юмор Комеди клаб, участников Стендапов. Находите в Инете метафоры, цитаты юморного характера, анекдоты для ваших коммуникаций.
Вы можете взять нужную информацию, прочитав мои книги «Научи себя смеяться», «Золотые фишки презентации», в которой есть целый раздел, посвященный использованию притч и анекдотов во время публичных выступлений. Главное, чтобы юмор попадал в тему ваших выступлений.
Есть пять рабочих алгоритмов создания шуток, которые используют профессионалы - юмористы.
1. Образование провоцирующих словесных сочетаний.
· Дебиловатый министр.
· Склочный психотерапевт.
· Православный уголовник.
· Залетный ангел.
· Просветительский зуд.
· Непоколебимый чудачок.
· Перелицовка судьбы.
· Следователь по неважным делам.
· Секонд хенд идеологий.
· Просроченные политики.
· Плесень мудрости.
· Пригвоздим правдой.
· Новая волна из старой помойки
2. Доведение до абсурда.
· Я еще и СССР развалил.
· Я еще и дефолт 1998 года устроил.
· Сделал политическое заявление в форточку.
· Лекции читает, как птицам летать.
· Разведчик три года следил за пингвинами, одного даже завербовал.
· Праздновал свадьбу в Макдональдсе.
· Обучать других - это пересаживать тараканов из своей головы в чужие.
3. Из черного сделать белое и наоборот.
· Как покончить с безработицей. Всех безработных называть фрилансерами.
· Можно нищеброд, а можно бескорыстный святой человек.
· Маркетологи – это специалисты по придумыванию новых желаний.
4. Ломка стереотипов, разрыв шаблона.
· Разбудил зверя внутри себя, а он оказался бурундучком.
· Вышел в астрал через окно квартиры.
· Чтобы хорошо понять человеческую психологию, нужно внимательно прочитать уголовный кодекс РСФСР.
· Лучше всего о нравственности рассуждают порноактрисы.
· Думал знак божий - оказалось происки сатаны.
· Главный ресурс экономики - дурак. Ему можно продать все.
· То, что в психиатрической больнице лечат - в театре продают.
· Есть такая профессия – у Родины воровать.
· Меньше знаний – крепче убеждения.
· Обидно, когда твои мечты сбываются у других!
· Высшая степень смущения - два взгляда, встретившиеся в замочной скважине.
· Все идет хорошо, только мимо...
· Вам помочь, а может не мешать…
5. Перелицовка стандартных пословиц поговорок.
· Рожденный ползать летает самолетами Аэрофлота.
· Рожденный ползать, везде пролезет.
· Укатали сивку злобные урки.
· Мелко плавает, но как воду мутит.
· Культурный код, который состоит из багов.
· Кто не рискует, тот боярышник не пьёт.
· Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом.
· Одна голова - хоpошо, а с туловищем еще лучше.
· Реальная экономика - это офшоринг, распилинг, откатинг.
· По зову сердца и телевизора.
· Сегодня мечты сбываются, а завтра за тобой приходят.
· Лес рубят - деньги летят.
Все перечисленные примеры взяты в Инете.
Упражнение: напишите свои словосочетания по перечисленным алгоритмам. На каждый
алгоритм придумайте три свои шутки.
1
2
3
5
Пора переходить созданию юморных историй. Главное в хорошей шутке – неожиданный поворот в сюжете, ломка стереотипа, разрвыв шаблона. Сдвиг восприятия с одного смысла на другой, нередко противоположный.
Сначала немного теории. Существует простой алгоритм, по которому работают стендаперы, юморсты, он состоит из двух шагов.
Любая простая шутка состоит из вводной темы и кульминационной темы, а на языке юмористов это звучит как setup-punchline. При написании шутки для стендапа важно профессионально работать по этому алгоритму.
С помощью сетапа вы создаете первый банальный смысл в голове у людей, а потом, используя панчлайн, вы внезапно меняете первый смысл на неожиданный второй смысл. Эффект внезапности смены смыслов провоцирует у аудитории шок, растерянность, удивление и смех. По сути, через переживания юмора, вы включаете у людей трансовое состояние, после чего их легче убеждать, так как психологическое сопротивление получаемой информации резко снижается.
Рабочий алгоритм Истории – шутки.
Сетап - это первая часть шутки, которая подготавливает людей к смеху. Панчлайн - это вторая часть, которая смешит
Сетап создает ожидание предсказуемого смысла. Панч создает новый непредсказуемый смысл, вызывая растерянность, удивление, шок, смех.
Примеры:
Первая история.
Один искусный художник мечтал нарисовать Иуду. В поисках подходящего лица обошел все возможные притоны. Наконец, нашел нужного натурщика, привел в свою студию и принялся рисовать. А этот человек стоит и смотрит на художника пристально-пристально. Тот, наконец, не выдержал:
- Да что вы так на меня смотрите?
- А разве вы меня не узнаете?
- Нет.
- Я – тот самый человек, с которого вы несколько лет назад рисовали Христа...
Вторая история.
Как-то завелся в лесу Голубой Ослик. И не стало от него жизни: хулиганил, насиловал, избивал зверей. Наконец, звери собрались вместе: "Давай, Царь зверей, Лев, наведи порядок". Тот разозлился, побежал на поляну. Там Голубой Ослик травку щиплет. Лев как зарычит: "Р-р-р!". Ослик вздрогнул. Лев спрашивает:
- Ну, что — страшно?
- Конечно, страшно — такого большого насиловать!
Третья история.
- Однажды радостный кротенок прибежал к дедушке кроту и сказал:
- - Деда! Я иду на курсы целителей-ясновидящих. Я буду просветленным!
- Через месяц он вернулся очень довольный. Дед сказал:
- - Давай проверим, чему тебя научили.
- И дал ему зернышко лаванды, спросив, что это.
- Кротенок долго и внимательно «вглядывался», ощупывал зернышко и, наконец, воскликнул:
- - Деда, я понял! Это камень!
- - Дурак, ты, - сказал старый крот. – Ты не только ясновидящим не стал, но еще и нюх потерял!
Упражнение: создайте три своих истории - шутки.
1
2
3
Помните, что три лайфхака коммуникации в современной Интернет-культуре: троллинг, хайп, постирония стоят на фундаменте старого, доброго юмора. Как примеры, выступления Сергея Доренко, Александра Невзорова. Да, и основа панча в трендовых батлах является традиционная ирония, сарказм (Батл Оксимирона и Гнойного). Из иностранцев я советую посмотреть презентации Илона Маска.
Со временем вы научитесь создавать шутки. Это не сложно, но требует определенной практики.