«Я не умею рисовать», « У меня нет таланта», «Чтобы рисовать - надо обязательно учиться», « Я плохо рисую» - очень часто слышу эти фразы, они же установки. Меня это огорчает. Рисовать можно всегда, не опираясь ни на талант, ни на образование, ни на оценку кого-либо. Ограничивающие установки можно менять на новые, более позитивные.
Я отношусь к творчеству, как к рождению ребенка. Ребенок внутри мамы формируется под воздействием ее настроения, питания, генов, внешней обстановке и т.д. Ребенок рождается уникальным. Мы его любим. Не пытаемся изменить, что нам не под силу: нос, глаза, рот, цвет волос… Мы его принимаем. Он есть, он такой. Такую же аналогию я провожу и с творчеством. Творческий продукт имеет право на жизнь без претензий к нему. Вопрос заключается в том, какую цель ставит человек в творчестве. Например: научиться рисовать реалистично; получить удовольствие; лучше понять себя. От цели и зависит оценка, если она нужна. Оценки субъективны, важно, то как вы к ним относитесь.
Творчество – это про удовольствие, про доверие себе и процессу.
Научиться доверять, а иногда, просто вспомнить, как мы это делали в детстве - помогает арт-терапия.
1