О картине режиссёра Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром!» (1975) кто только не писал, что только не говорил! Каждый раз что-то новое. Рискну и я, поскольку то, что мне открылось, нигде не встречал. Но сначала проверка, насколько вы помните фильм. Ответы в конце, только не подглядывать!
Викторина:
1. как главный герой вошёл в чужую квартиру?
2. какая фамилия любимой женщины, к которой перестали в окна лазить мужики?
3. по какому номеру телефона стали звонить, доводя до инфаркта?
4. чьи стихи читает главный герой собаке перед лифтом?
5. какую комедию показывают по телевизору в фильме?
6. если нет салата оливье, «Иронии судьбы» и боя курантов после речи, то…
7. как зовут актрису, которая озвучила главную героиню, ни разу не поцеловалась с главным героем, и за это её лишили премии?
8. какое «редкое» имя у бывшей невесты главного героя?
9. что главный герой дважды забыл в одной и той же чужой квартире?
10. в чем Женя соврал Ипполиту?
Заметьте, что фильм оказал колоссальное влияние на всех нас! Например:
Мы начали мыться на Новый год и менять белье, но все равно продолжаем встречать его в чужих домах и постелях!
На Новый год мы стали проверять кровать в спальне: вдруг там кто-то остался с прошлого года, и только потом спрашиваем себя, в каком городе мы оказались на полу!
Мы перестали выкидывать старое пальто, и лезем в нём в ванную, а напоследок ныряем в прорубь!
Если встретим красивую женщину, мчимся за ней со словами: «куда это ты такая тепленькая пошла?»
Какие-то нехорошие (цензура) сняли продолжение, мы принципиально игнорировали, но тайком всё-таки посмотрели и в сердцах исплевали весь «телик»!
Федерация самбо подавала протест на неправильную жеребьёвку: иначе такой шлепок не победил бы!
На кафедре материаловедения два профессора порвали друг другу пиджаки из-за вопроса, что за небьющееся стекло было в двери, закрыв которую мама героини поймала вора!
Пресс-атташе возмутился, что это за врач, что до «сороковника» не смог никого закадрить. Неужели в его больнице не было фигуристых!
В центробанке объявили голодовку против одной фразы из фильма: они только «приютили, а не …»!
Автолюбители до сих пор ищут, в каком месте Ипполит съехал на лёд реки, и кто погнал самосвал возить снег в новогоднюю ночь!
Известные авиахулиганы обещали устроить «флеш-моб» под девизом: «напьюсь в дьюти-фри и не полечу»!
МВД в непонятках: почему при входе в самолёт не проверили паспорт, не обнюхали собаки! Мы точно об одной стране говорим?
В правительственном кафе запретили заливную рыбу, потому что министров, губернаторов и депутатов с двойным гражданством начинает «рвать на Родину».
Собаки обиделись, почему в фильме все дураки кроме них, потому что на Новый год дураками хотят быть все!
Куда дели первые две улицы строителей? И почему переименовали третью в Москве и город Ленинград в непроизносимый вариант. Верните, как в фильме!
Ладно, это все шутки. А теперь серьезно, в чем секрет обаяния фильма, которому «50 лет в обед»?
Лично меня поражают люди, о которых снят фильм. Это какие-то ангелы! В них столько человеческого участия! Нет этой нынешней отчужденности и уткнутости в гаджеты и мелкие шкурные проблемы.
Вот о чем современные фильмы? Очень часто, видимо показывая и своё окружение, и тот бардак, что творится в душах, нам показывают свинство в различных его проявлениях. За экранными героями не тянешься! Даже если снимают псевдопатриотический лубок, там за редким исключением, о схеме, а не о человеке.
А тут настоящие советские люди! Вроде бы обычные и ситуация не героическая. Но смотрите, чем они заняты в праздник. По сути угощение лишь для антуража. Да, да, они собираются не для того, чтобы накушаться. Они - общаются! И это удивительно. Видели свидания молодых людей, которые в кафе вроде вместе, но каждый в своём телефоне? А тут…
Опьянение героя - это его минутная слабость, но как только он приходит в себя, мы видим думающего, обаятельного, в чем-то очень притягательного для женщин человека со своим мнением, самоиронией и даже эдакой лукавинкой.
А сейчас герои фильмов зачастую остаются статистами, которых случайно выкинули на первый план! Я даже не хочу называть конкретные картины, мы все можем наблюдать потоки пошлых киноподелок, которые не дают зрителю «подняться над собой». Скорее опускают до самых низов… натурализм… пластмасса и картон… вот какое нынче кино!
В «Иронии судьбы» мы видим тех, кто любит читать. Способен на сострадание. Людей, которые достойны лучшего, не того, что спустя десятилетие с ними сделали!
Высокоразвитые, хотя у них нет гаджетов, или благодаря тому, что их нет!
Они не играют на бирже, и не думают, как бы урвать кусок пожирнее, поскольку их мысли все-таки о более важном: об отношениях друг с другом, о будущем детей, о профессии, о смыслах в жизни и чувствах.
Они не сидят в компах, они живут здесь и сейчас.
Не ставят «лайки», но готовы надавать по морде подлецу!
Не делают «селфи», нарциссизмом от них и не пахнет!
Танцуют. Поют. Читают стихи. Спорят. Ссорятся. Мирятся. Но они прежде всего прекрасные удивительные люди, а не придатки к экранам. Не сошедшие с ума по деньгам.
Мужчины и женщины. Они могут влюбиться.
Запросто ходят в гости. Они даже напиваются красиво с шутками и прибаутками в бане. Милая доброта зашкаливает и выливается на зрителя, порой совсем не догадывающегося о таком счастье. Просто общаться. Быть настоящим человеком.
Они ценят дружбу и хранят ее всю жизнь. Переживают друг за друга.
Они любят свою работу и берегут репутацию в коллективе. И вот после этой необыкновенной атмосферы вопрос:
а чем занимаемся мы? Мы – какие?
Вот эта разница, что отделяет нас от экранных персонажей и является той притягательной силой, что заставляет нас пересматривать картину, хотя мы выучили все диалоги и помним номер телефона, по которому давно никто не позвонит просто потому, что та жизнь, во многом красивая и правильная, осталась только в советских фильмах.
А ещё есть один очень больной момент. В картине зашифровано, что в Стране Советов, куда бы тебя не забросила такая «ироничная» судьба, везде, в каждом случайном, взятом навскидку городе и доме живут хорошие, добрые, чистые, такие родные нам всем люди. Наши отцы и матери, дедушки и бабушки, те, кто жил честнее и достойней нас.
И вся наша огромная страна состояла из таких вот людей и домов, в Москве и Ленинграде, Таллине и Тбилиси, Баку и Ереване, в Полтаве и Владивостоке, Вильнюсе и Риге, Казани и Ашхабаде, Грозном и Кишинёве, в Марьинке и Серково. Везде жили советские люди, как одна семья! Какой-то необыкновенный дух братства. Потерянный нами. И это ощущение режет сердце. И слёзы наворачиваются. А если добавить, что в стране нашего детства не было много чего того, что отравляет нашу жизнь теперь, это наш советский рай, откуда мы изгнаны навсегда…
И ощущение рая подарил один из любимейших режиссеров, Эльдар Александрович Рязанов. Я хочу, чтобы вы несколько минут пожили в этом чудесном сказочном мире. Посмотрите на людей! На их лица! Ещё разочек, только вспомните всё, что я сказал.
Елена Гоманько смонтировала ролик на любительскую запись песни «Милый гном», что я когда-то написал и спел под псевдонимом «Олег Луганцев». Споём?
«Милый гном»
У каждого есть свой дом
В городе или деревне
Новенький или древний,
И в нём появляется гном.
И всё изменяется вдруг,
Вокруг него каждый скачет,
А гном то смеётся, то плачет,
А то отобьётся от рук.
Припев:
Маленький милый гном,
Звёзды твои подружки,
Звенят, улыбаясь, игрушки,
Радостно всем кругом.
Куда так спешат малыши?
Время бежит и тает,
Быстро они вырастают,
Малыш, только ты не спеши!
У каждого гнома – мечта:
Вырасти поскорее,
Сказка его согреет
И осветит красота.
И хочется всё узнать,
Попробовать самолично,
В мире большом необычном
Во всё бы успеть сыграть!
Припев:
Самый любимый гном,
Звёзды твои подружки,
Звенят, улыбаясь, игрушки,
Радостно всем кругом.
Искорка чистой души
Время бежит и тает,
Гномики вдруг вырастают,
Малыш, только ты не спеши!
Но платьице вдруг мало,
Игрушки совсем забыты,
Сказки навек закрыты,
Детство уже прошло.
И вновь замирает дом,
Закончилась в нём потеха,
Не слышно ни плача, ни смеха,
Пока не появится гном.
Припев:
Милый весёлый гном,
Звёзды твои подружки,
Звенят, улыбаясь, игрушки,
Радостно всем кругом.
Все вы мои малыши!
Время бежит и тает,
Дети мои вырастают,
Малыш, только ты не спеши!
Песня написана давно, вот некоторые ресурсы, где она нашлась:
Спасибо за внимание!
До новых встреч на канале! Подписывайтесь!
Альберт Кузицын
PS. когда я впервые увидел этот фильм, он мне не понравился. Как думаете, почему?
Другие дзен-публикации:
Мое творческое кредо
Со светлой Пасхой («Глаза Богоматери»)
Автора в студию! («Оле Лукойе»)
Кино про итальянцев («Аддис-Абеба»)
Почему раньше фильмы снимали лучше? («Первый бой»)
ТГ «Заметки на полях современности»
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
1. «Ключ подошёл!»;
2. Шевелёва;
3. 14-50-30;
4. Сергей Есенин;
5. «Соломенная шляпка»;
6. Новый год не наступил!
7. Валентина Талызина;
8. Галя;
9. Веник;
10. «она прекрасно готовит!»
PSS. Всем, кто заработал 10 баллов, скажу просто – «мы друг друга понимаем!»
#ПисательКузицын #Милыйгном #ОлегЛуганцев #ЭльдарРязанов #ИронияСудьбы #БарбараБрыльска #АндрейМягков #СоветскийСоюз #кино #викторина #фильм #новыйгод