Или "правило острова", "эффект острова".
Как известно из школьного курса биологии, экология - это наука о взаимоотношениях организмов между собой в природе и с их средой обитания. Поэтому учёных дико бесит, когда какой-нибудь обыватель произносит словосочетание "плохая экология", имея в виду, очевидно, неблагоприятные экологические условия, а вовсе не науку, как таковую. Это, по их мнению, то же самое, что и "плохая математика, плохая физика, плохая астрономия".
Так вот, поскольку видов в природных сообществах может быть огромное количество, а природные условия очень и очень разными, вариантов взаимодействия между всеми этими компонентами тоже может быть довольно много. Но есть и свои закономерности, которые особенно интересно наблюдать в относительно изолированных сообществах, например, на островах.
Так, в середине прошлого века американский териолог Дж. Бристоль Фостер на основании многолетних исследований сделал интересный вывод: представители одного вида могут стать либо больше, либо меньше по размеру относительно среднестатистического, в зависимости от окружающих условий (наличия/отсутствия опасных хищников, избытка/недостатка пищи и пр.).
Фостер сравнил 116 островных видов с их материковыми разновидностями. Оказалось, что в одном случае наблюдается островной гигантизм, в другом - островная карликовость.
Гигантизм объясняется тем, что на острове данный вид находит максимально благоприятные для себя природные условия, большое количество пищи и отсутствие животных, способных сдерживать его численность. Пример - галапагосская черепаха, которая за тысячи лет эволюции вымахала до гигантских размеров. Но когда эти острова посетили белые люди, они привезли с собой свиней, которые стали уничтожать кладки яиц черепах, а люди - самих пресмыкающихся.
Среди других примеров - корсиканская, балеарская, сардинская гигантские землеройки, майорский гигантский хомяк, гигантская крыса Тенерифе, менорская, сицилийская и мальтийская гигантские сони, мадагаскарская птица-слон, новозеланская моа, маврикийский дронт и пр. Во всех случаях у этих животных есть родственники на континентах, от которых они отличаются бОльшими размерами - по причинам, описанным выше.
(Тут также уместно вспомнить про ПРАВИЛО ДЕПЕРЕ, согласно которому все виды вообще стремятся к увеличению в размерах, но островной гигантизм - явление избирательное, здесь особенно увеличиваются именно те, кто попал в нужное время в нужное место.)
Карликовость, как обратная тенденция, наблюдается тогда, когда представители вида, попав на остров, понимают: жизнь тут вовсе не сахар, но главное отличие от предыдущей ситуации в том, что, по мнению Фостера, главным сдерживающим фактором здесь играет именно дефицит пищи при отсутствии серьёзных врагов. (Если враги есть, там начинают работать уже совсем другие принципы отбора.)
В качестве примеров можно привести флоресского человека ("хоббита"), мадагаскарских бегемотов, кипрского, критского и мальтийского карликовых бегемотов, кипрского карликового слона, малорослый подвид азиатского слона с острова Борнео, карликового мамонта Кантильских островов и острова Врангеля, северного оленя Шпицбергена, хондосского японского волка и пр. Тенденция к островной карликовости наблюдается также у енотов, кроликов, свиней, змей. А вот у мелких грызунов, игуан, варанов, гекконов, наоборот, проявляется гигантизм. Короче, тут всё непросто.
А ещё, интересный факт, островная карликовость может проявляться вовсе не обязательно на островах, но и в других изолированных сообществах - например, в пещерах, оазисах, закрытых со всех сторон долинах, озёрах и пр. Этим, в частности, можно объяснить маленький рост племён пигмеев из лесов Центральной Африки, которые развивались в условиях ограниченных пищевых ресурсов и в изоляции от других людей, что ограничивало обмен генами.
Любопытно, что ПРАВИЛО ФОСТЕРА сформулировал не сам Фостер, а его коллега, зоолог Ван Вален, который сделал это, спустя 9 лет после того как изучил результаты исследований американского териолога.
Но на сегодняшний момент многие биологи считают, что это довольно спорная эволюционная теория. Потому что дело тут, скорее всего, совсем не в острове, а в совокупном влиянии на организмы множества факторов. Тем более, что в ряде случаев наблюдается расхождение в направлениях эволюции одних и тех же организмов: например, на одних островах одни и те же парнокопытные проявляют гигантизм, на других - карликовость. Как говорится, вот и пойми этих животных...
А что до этого нам и, тем более, вам?
Ну вот представьте себе, что в какой-нибудь очень и очень удалённых от цивилизации российский городок приезжают несколько семей представителей других национальностей. И, в зависимости от наличия и отсутствия ресурсов, начитают либо непомерно увеличиваться в размерах, поняв, что тут много пищи и никто им не угрожает, либо, наоборот, мельчать и съёживаться - но, опять же, только потому, что мало пищи, хотя им и в этом случае никто не угрожает.
Такое вот оно, ПРАВИЛО ФОСТЕРА, в человеческом сообществе.
Дж. Бристоль Фостер на сегодняшний момент жив и здоров, поэтому о нём мало что известно. Пишут только, что он получил степень по биологии в Университете Торонто и увлекся биологией Арктики. Провел два лета, изучая экологию редкого млекопитающего, похожего на лемминга, для получения степени магистра. Затем Бристоль полтора года путешествовал по Африке, Юго-Восточной Азии и Австралии с художником дикой природы Робертом Бейтманом, прежде чем вернуться в Канаду и получить степень доктора философии.
Его диплом был посвящен эволюции местных млекопитающих Хайди Гваи - архипелага, лежащего к югу от Панхандла на Аляске. Затем Бристоль на пять лет отправился в Кению, чтобы руководить программой для аспирантов по экологии дикой природы, и в конечном итоге написал вместе с коллегой окончательную книгу о жирафах. Из Африки он вернулся, чтобы стать директором Королевского музея Британской Колумбии в Виктории, Британская Колумбия. После шести лет работы на этой должности он стал директором программы экологических заповедников в провинции, где для исследований выделено более 100 территорий.
В настоящее время Бристоль работает экологическим консультантом, проводя большую часть своего времени, пытаясь защитить последние остатки тропических лесов умеренной зоны на побережье Британской Колумбии и снимая документальные фильмы для телевидения по всему миру.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!