Храп, или по-научному ронхопатия, – тот недуг, который меньше всего хочется обнаружить у попутчика по купе. Я помню всех трех своих попутчиков-храпунов, но больше всего последнего. Он долго извинялся.
С первым мы ехали на север, на границу Архангельской области и Карелии. Он честно предупредил, что может похрапывать, и предложил будить его «если что». Небольшой такой мужчина, который полностью разрушал миф о том, что храпят только люди с лишним весом. Попутчик храпел так, что заглушал гул встречных грузовых поездов.
Второй храпун ничего не сказал. Он ехал со мной из Москвы в Великие Луки. Он пришел и лег спать почти сразу. Поскольку поезд Москва – Великие Луки и так не самое комфортное место для сна из-за многочисленных остановок и толчков из-за замены локомотивов, кажется, в ту ночь я не спал совсем.
Чтобы спастись от храпунов, я беру в дорогу беруши и наушники. Если включить какой-нибудь аудиофайл с подкастом или аудиокнигой, то размеренная речь вполне может заглушить внешние шумы. Это меня спасло в той поездке, когда я встретил своего третьего храпуна.
Мужчина зашел в купе скорого поезда Петербург – Москва.
«Простите, я опоздал на самолет и буду ехать с вами. Сейчас мы будем есть – и это хорошая новость. Плохая новость – я храплю, но у меня есть с собой одна пара берушей. Кому надо?» – попутчик оказался с юмором.
В нашем купе части пассажиров полагалось предоплаченное питание на 2000 рублей из вагона-ресторана (это был поезд «Мегаполис», там есть такие классы обслуживания). Один из попутчиков сказал, что ничего не будет заказывать и залез на вторую полку. Он предложил воспользоваться своими 2000 рублей, потому что «мне не надо, а пропадет – жалко». Еще 2000 рублей были у храпуна, и он заказал из ресторана пива и каких-то снеков. Поскольку мужчина выглядел грузно, я заранее предложил ему лежать внизу, хотя у меня была нижняя полка, а у него – надо мной.
Мы просидели часа два за всякими необязательными разговорами и байками, а потом улеглись. Мужчина не обманул. Храпел он знатно. Мои наушники, к счастью, хорошо заглушали его. А благодаря тому, что он оставил о себе приятное впечатление во время знакомства, обижаться на него не хотелось.
Ронхопатия – это болезнь. И к храпящим людям двоякое отношение. С одной стороны – как любым больным людям, им можно посочувствовать. Но с другой стороны – если вы понимаете, что вам нужно спать в публичном месте, и вы можете причинить неудобства другим, то избегайте публичных мест.
В этом смысле мой третий попутчик – образчик корректного поведения. Не хотел ехать поездом, но был вынужден, а раз был вынужден, то извинился, предложил беруши и всех накормил.
Пассажирам же я советую всегда брать в вагон беруши или наушники (есть, например, наушники с шумоподавлением, но я их не пробовал). Это точно сбережет нервы и сделает сон глубже.