Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Как устроены железные дороги в Нидерландах: поезд-башня и разные поезда на одной платформе

Оглавление

Нидерланды располагают одной из наиболее мощных и эффективных сетей железных дорог в Европе. А также порой своеобразным подвижным составом и слегка архаичной, не особо дружественной к туристам тарифной системой.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520today.ru.

Железнодорожная сеть

Нидерланды – страна с одной из самых развитых железнодорожных сетей в Европе. Линии достигают практически всех уголков страны, движение здесь очень интенсивное. Основные города связаны между собой каждые 10-15 минут, на периферийных линиях поезда ходят каждые 20-60 минут. Ночные поезда ходят между Утрехтом, Амстердамом, Гаагой и Роттердамом, а в выходные – и на ряде других линий.

Главный узел – Утрехт (Utrecht Centraal), следующие по величине – Амстердам и Роттердам. Проехать страну из конца в конец (от Маастрихта до Гронингена) можно примерно за 4-5 часов.

Высокоскоростная линия в стране одна – на 125 километров. Она именуется HSL-Zuid и соединяет Амстердам через аэропорт Schiphol с Роттердамом, после чего продолжается далее в Бельгию и Францию. Скорость международных экспрессов Thalys и Eurostar на ней – 300 км/ч, внутренних поездов – 200 км/ч. Остальные ключевые линии в стране рассчитаны на скорости до 140 – 200 км/ч, при этом реальная скорость – не выше 140 км/ч.

Поезда в Нидерландах
Поезда в Нидерландах

Львиная доля маршрутов по-прежнему занята бывшим полным монополистом – национальным перевозчиком Nederlandse Spoorwegen (NS). Отдельные региональные линии обслуживаются альтернативными операторами – например, Connexxion, Keolis или Arriva.

Типы поездов и подвижной состав

В расписаниях существует всего три типа внутренних поездов:

  • InterСity direct – поезда, следующие по высокоскоростной линии между Амстердамом, аэропортом Schiphol, Роттердамом и Бредой;
  • InterCity (IC) – прочие междугородные скорые поезда (у альтернативных перевозчиков могут именоваться Sneltrein);
  • Sprinter (или Stoptrein) – региональные и пригородные поезда с частыми остановками, ливрея у NS – бело-синяя, у других перевозчиков может отличаться.

Поезда InterCity и InterCity direct имеют желто-синюю ливрею и часто выглядят довольно живописно, большую их часть составляют двухэтажные составы.

Поезда Sprinter и InterCity
Поезда Sprinter и InterCity

Тарифы, скидки и проездные

Независимо от типа билета следует валидировать его на турникете или ридере при входе на станцию. При выходе со станции после поездки – сделать то же самое (иначе с некоторых билетов может списаться максимально возможный тариф). Такой же порядок двойной валидации действует в городском транспорте Нидерландов. На некоторых станциях в небольших городах есть турникеты разных перевозчиков, и использовать нужно турникет своего перевозчика во избежание лишних списаний.

Стандартные разовые тарифы в Нидерландах фиксированы и не зависят от типа поезда. Скидок за поездку туда-обратно тоже нет. Примеры стандартных цен в 2023 году:

  • проезд по городу – 1-4 евро;
  • Амстердам – аэропорт Schiphol (13-17 минут) – 4,9 евро;
  • Гаага – Утрехт (40 минут) – 13 евро;
  • Гаага – Роттердам (25 минут) – 5,7 евро;
  • Амстердам – Роттердам (40 мин на IC direct или 75 минут на Sprinter) – 17,9 евро;
  • Амстердам – Эйндховен (80 минут) – 22,7 евро.
Вокзал Amsterdam Centraal
Вокзал Amsterdam Centraal

Максимально возможная цена разового билета – 29,4 евро. При покупке минимум за четыре дня до поездки доступна скидка в 10%. Кроме того, группа от двух человек может сэкономить на дальних поездках, купив онлайн групповой разовый билет (34 евро на 2-3 человек, 38 евро на 4 человек, 42 евро на 5, и так далее), однако этот билет не действует с 6:30 до 9:00 и с 16:00 до 18:30 по рабочим дням. Покупка разового билета в автомате добавляет к цене 1 евро, покупка в кассе – 1,5 евро.

Можно также купить дневной проездной по стране за 58,8 евро (либо Holland Ticket за 48 евро, включающий также автобусы, трамваи и метро, но не работающий в утренний пик с 6:30 до 9:00 в рабочие дни).

Для тех, кто хочет осмотреть всю страну плюс Бельгию и Люксембург, есть еще одна опция – проездной Interrail по странам Бенилюкса. Он рассчитан на 3-8 дней поездок в течение месяца (можно не подряд) и стоит от 127 евро за 3 дня до 240 за 8 дней. Вариант для молодежи младше 28 лет на четверть дешевле.

Транспортная карточка Нидерландов — OV-chipkaart
Транспортная карточка Нидерландов — OV-chipkaart

Большинство билетов доступны в электронном виде по бесконтактной банковской карте или по местной транспортной карточке OV-chipkaart (она работает также в автобусах, трамваях и метро по всей стране и дает там огромные скидки по сравнению с бумажными билетами). Однако использование OV-chipkaart для туристов обходится недешево. Во-первых, сама карточка стоит 7,5 евро. Во-вторых, чтобы просто войти на станцию, на ней должно быть минимум 20 евро баланса (в течение часа станцию можно покинуть без списания баланса, отметив карточку на выходном турникете или ридере).

Формально в Нидерландах имеется масса скидочных предложений, позволяющих, в частности, ездить на 40% дешевле в непиковое время. Однако для туристов они малодоступны, ибо оформляются лишь, как месячные подписки на личную OV-chipkaart с возможностью отмены не ранее, чем через месяц.

При использовании InterCity direct по любому тарифу на участке между аэропортом и Роттердамом (в том числе, для поездок Амстердам – Роттердам или Бреда) требуется доплата в 2,9 евро (вне часа пик – 1,74 евро). Обычно заплатить ее можно прямо на платформе на специальном ридере.

Ридер для взимания доплаты за InterCity direct на вокзале Амстердама (цена 2019 года)
Ридер для взимания доплаты за InterCity direct на вокзале Амстердама (цена 2019 года)

Международное сообщение и иностранные поезда

Теоретически, внутри Нидерландов можно ездить и иностранными высокоскоростными поездами, но это стоит дороже.

В немецких ICE (маршрут Амстердам – Утрехт – Арнем – Германия) можно ездить по голландским билетам с уплатой дополнительного сбора в 2,9 евро.

В экспрессах Thalys, следующих в Брюссель и Париж, внутренние билеты недействительны, а собственные билеты Thalys между Амстердамом и Роттердамом стоят на несколько евро дороже, чем поездка на голландских поездах. В поездах Eurostar, следующих в Лондон, ездить внутри Нидерландов нельзя.

Высокоскоростные поезда Thalys в Париж и Eurostar в Лондон на вокзале Амстердама
Высокоскоростные поезда Thalys в Париж и Eurostar в Лондон на вокзале Амстердама

Наиболее напряженный международный маршрут собственно NS – линия InterCity Амстердам – Брюссель с ежечасными рейсами. Цены по полному маршруту – от 25 до 41 евро. Thalys на том же маршруте обычно заметно дороже, но и на полчаса быстрее.

Существует также ряд региональных линий в Германию, Бельгию и Люксембург по стандартным тарифам. А также пара ночных поездов — через Германию в Австрию и Швейцарию. Международные билеты и проездные работают на большинстве турникетов.

Хиты и особенности

Поезд-башня (ICM). Вероятно, самый впечатляющий поезд Европы, похожий спереди на шахматную ладью. Необычная конструкция предназначалась для перехода между двумя сцепленными составами, но нередко ломалась, и в итоге створки были заменены заглушкой и переходов больше нет. А феерично выглядящий поезд есть. Ходит он как InterCity на линиях с небольшой загрузкой.

Поезда ICM на вокзале Амстердама
Поезда ICM на вокзале Амстердама

Линии, конвертированные из обычных железнодорожных в метро. RandstadRail (метро Роттердама и Гааги) частично состоит из переделанных ЖД-линий. Причем одна из них (к порту и пляжу в Хук-ван-Холланде) сохраняет грузовое движение, а другая (в Гаагу) – содержит еще и трамвайное.

Два поезда на одной платформе. Платформы в Нидерландах часто делятся на две секции – А и В, при этом от каждой могут отправляться разные поезда. А чтобы они не мешали друг другу, между платформами может быть проложен третий путь, по которому поезда могут заезжать на требуемую часть платформы, объезжая поезд, стоящий у другой части той же платформы. Если поезд длинный, то он будет числиться в обеих секциях.

Разделение составов. Для многих поездов в Нидерландах типично разделяться в пути на два состава. В этом случае, условно, часть поезда до Роттердама может стоять на платформе 4А, а часть состава до Гааги – на платформе 4В, хотя технически это пока единый состав. В пути он незаметно для многих пассажиров разделится во время одной из остановок, и тут важно не оказаться в неправильной части поезда.

Sprinter стоит на платформе 11b, InterCity прибывает на платформу 11а, используя для этого промежуточный 12 путь, не имеющий платформы
Sprinter стоит на платформе 11b, InterCity прибывает на платформу 11а, используя для этого промежуточный 12 путь, не имеющий платформы

Юрий Плохотниченко