Экспертные статьи на тему исторического фехтования весьма многочисленны, ибо безотказны. Вызывая законную ненависть других экспертов, – в под это определение каким-то образом подпадает большинство читателей, – публикация получает массу комментариев, а значит и сборы. Холивары вскипают по поводу любой детали. Но это – не мой метод. Сосредоточиться следует на общем. В общем же, ключевым в почти любом связанном с историческим фехтованием вопросе понятием является «левосторонняя стойка».
В современном фехтовании, – каким оно стало с XVII века и только в Европе (Япония – вопрос всегда отдельный), – противники стоят друг к другу правым плечом, держа оружие перед собой. До этого бойцы сходились левой стороной. А значит, фехтование, как его понимают теперь, вообще не практиковалось.
Не практиковалось же. Фехтования нет в числе военно-прикладных видов спорта, входивших в программу античных олимпиад. Никого из героев древности «мастером меча» не называли. Да и сам меч больше походил на кинжал. Но меч, – тема отдельная. Он вообще был ни при чём.
Вот, например, что говорит о себе один из величайших бойцов «Илиады» Гектор:
...В мужеубийствах и битвах я опыт имею немалый,
Щит сухокожий умею ворочать и вправо и влево,
С ним управляюсь искусно и храбро в кровавом сраженьи;
На колеснице умею ворваться и в конную свалку,
Пляску Ареса могу проплясать и в бою рукопашном…
Гектору лучше знать, сам же он, – по крайней мере, когда под рукой нет колесницы, – главным оружием считает щит. Крепящийся к левой руке. Подойдя к противнику левой стороной, боец некоторое время искусно ворочал щитом в право и влево, – чтобы вывести противника из равновесия или сбить с ног, – а дальше действовал в зависимости от достигнутых результатов.
...Таков был, можно сказать, классический подход к вопросу. Однако, уже в древности он мог комбинироваться и с не классическими ударами «правым» оружием, – это могло быть копьё или тяжёлый рубящий меч (такие появились ещё в эпоху бронзы), – в щит. Левая стойка позволяла наносить удары с размаху. Но предсказуемые. Так что, в щит они приходились, скорее, как следствие.
В средние века щит уже не считался основным оружием. А, скорее, только его половиной, – для левой руки, если в ней почему-то не было лошади. Или хотя бы уздечки. И если лошади не было, процесс мужеубийства выглядел как-то так:
У Сигмунда был шлем на голове, у пояса меч, а в руках щит и копье. Он бросился на Скарпхедина и тотчас же нанес ему удар копьем и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанес Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч...
Даже когда щитом уже более не наносили удары, он оставался элементом необходимым. Буквально, жизненно, – ибо без оного почти все вражеские удары достигали цели. А доспехи тоже – не железные. Как минимум, железные не у всех… Клинковым оружием удары парировались лишь в крайнем случае, топор же для этой цели вовсе не подходил. Точно также, – в крайнем случае, – практиковалось и уклонение. Для того, чтобы мгновенно перевести парирование или уклонение в атаку, нужно… уметь фехтовать. А ни викинги, ни рыцари – не умели. Под искусностью понималась сила, а прежде всего внезапность удара.
...Переход от левосторонней стойке к правой, подразумевающей парирование оружием, – сначала вторым, коротким клинком для левой руки, – происходил в течение XVI века. Как следствие отказа от щитов и доспехов. Свершившись же буквально произвёл революцию, залившую Европу кровью. В средние века поединки между дворянами, естественно, не были редкостью, но, как минимум, не происходили спонтанно. Ибо без щита и доспехов, – с одним кордом на поясе, – воин вооружённым себя не считал. Если же ничего, кроме шпаги, не требовалось, – а она-то у каждого с собой, даже если за хлебом вышел, – к делу можно было приступить немедленно.