Найти тему

Без учителей: отличники и их путешествия

В Музее русского импрессионизма показывают творчество художников, которые поехали учиться за границу и (не все) вернулись.

На учебу

Учиться за границей всегда считалось делом полезным. Художники - не исключение. Уже в XIX веке лучших выпускников петербургской Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества отправляли за государственный счет в Италию и Францию. Созданные за рубежом работы показывает сейчас столичный Музей русского импрессионизма.

Традиция пенсионерства восходит к 1760 году, когда выпускники Академии трех изящных художеств (петербургская институция находилась еще в ведении Московского университета и называлась вовсе не академией) впервые отправились за границу. Это были будущие классики архитектуры Василий Баженов и Иван Старов, а также живописец Антон Лосенко. Среди самых знаменитых пенсионеров - Сильвестр Щедрин (1791 - 1830), получив Большую золотую медаль Академии, он уехал в Амальфи в 1812-м и так домой и не вернулся. Но выставка “Отличники” начинается с академизма 1840-х годов и завершается революцией 1917 года.

Среди представленных авторов много классиков от Репина и Поленова до Кустодиева и Исаака Бродского, есть любимцы широкой публики, как Семирадский и Айвазовский, есть и мастера салонно-музейного искусства, как Василий Шухаев и Александр Яковлев. Все они побывали за границей за казенный счет «для усовершенствования в искусстве», но совершенствование это большинством не понималось как знакомство с последними течениями – скорее, как продолжение школьной программы. Античность, Возрождение, поиски четвертьвековой давности (...)

Как в кино

Показывают и творчество малоизвестных сегодня авторов, забытых явно незаслуженно, например, Ивана Дряпаченко  (1881 – 1936) с его отличным видом Флоренции из коллекции Русского музея, или рано умершего  Семена Никифорова (1877 – 1912) - две его итальянские картины предоставил областной художественный музей Рязани. Для многих это забвение было предопределено особенностями их творчества, отторгаемого позднейшими критиками-марксистами, и биографией – уехав в эмиграцию, они оказались между культурами. В итоге так и непонятен тот берег арт-истории, к которому они пристали. (...)

Готовым сценарием для сериала выглядит судьба Ивана Мясоедова (1881 - 1953). Сын знаменитого передвижника, увлекавшийся не только живописью, но и тяжелой атлетикой, он путешествовал как пенсионер между Брауншвейгом и Лондоном, много времени проводил на Капри у Горького (кстати, на выставке есть горьковский портрет кисти Бродского), но самое интересное в его жизни началось после революции. Послужив художественным корреспондентом - были в газетах XX века и такие должности - в армии генерала Деникина, - он перебрался в Германию, где дважды сидел в тюрьме как фальшивомонетчик, снимался в кино, расписывал православный храм, жил по поддельным чешским паспортам, а для итальянского консульства в Брюсселе исполнил официальный портрет Муссолини. После этого осел в Лихтенштейне, где стал почти что придворным художником и даже рисовал почтовые марки, хотя и получил там условный срок за обман с паспортами - после войны в Праге решили разобраться с фальшивыми паспортами и передали сведения о нем Лихтенштейну. Последние же месяцы жизни он провел в Аргентине (по другим сведениям - умер от рака по пути в Южную Америку, куда был зван своими друзьями с сомнительной политической репутацией).

Выставка «ОТЛИЧНИКИ».

Москва, Музей русского импрессионизма. До 21 мая 2023.

Полностью здесь.