В 1950-е и 1960-е годы в Китае эксплуатировались переданные СССР летающие лодки Бе-6. Одна из них экспонируется в музее ВВС на бывшей авиабазе Датаньшан под Пекином.
Несмотря на то, что поршневые двигатели заменили на турбовинтовые, к концу 1960-х годов Бе-6 не удовлетворял требованиям китайским ВМС. В результате было принято решение о разработке собственной летающей лодки.
Самолёт «слепили из того, что было». Взяли прямое крыло Ан-12, поставили на него четыре двигателя от Ан-24 (разумеется, китайские копии, называвшиеся WJ5).
Также взяли хвостовое оперение от Бе-6.
И прилепили это всё на новый фюзеляж. Так получился Harbin SH-5 (Морской Бомбардировщик 5).
В музее представлен первый лётный экземпляр, собранный в 1973 году.
Доводка машины затянулась, поэтому первый полёт состоялся лишь спустя три года.
Испытания затянулись ещё дольше и закончились лишь в 1985 году. В них участвовали все 6 построенных бортов: два прототипа и четыре серийных машины.
Самолет предназначен для поисково-спасательных операций, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, нанесения бомбовых ударов, перевозки грузов. Разрабатывался и противопожарный вариант.
В носовой части расположен обтекатель антенны РЛС, как у Бе-12.
Экипаж SH-5 состоит из восьми человек, в их числе командир, второй летчик, штурман, бортинженер и радист и три оператора. В состав бортового оборудования входят инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиокомпас, доплеровская поисковая РЛС и детектор магнитных аномалий.
Среднюю часть занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры. Все отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках между помещениями.
Как это выглядит изнутри — мы знаем на примере Бе-12.
На четырех подкрыльевых узлах было предусмотрено размещение сверхзвуковых противокорабельных ракет С-101 или малогабаритных противолодочных торпед. При выполнении боевого патрулирования самолет оснащается двумя ракетами на внешних пилонах и шестью торпедами - на внутренних.
Шасси - трехопорное, с носовой двухколесной стойкой.
В отличие от Бе-6, у которого шасси не было вовсе, у SH-5 было сделано убираемое шасси.
Для остойчивости гидросамолета служат два неубираемых крыльевых поплавка, установленных на И-образных подкосах.
Во внутрифюзеляжном отсеке в задней части корпуса размещаются глубинные бомбы, мины, радиогидроакустические буи или спасательное оборудование (надувные плотики, жилеты, аварийный запас).
В хвостовой части торчит длинный выступ магнитометра.
Четыре серийных SH-5 и сегодня стоят на вооружении армии КНР. В основном они используются для морского патрулирования.
Первый лётный прототип попал в музей.
А вот судьба второго прототипа сложилась хуже, чем первого. Он брошен на берегу озера Дянь в лесном парке Сишань рядом с городом Куньмин на юге Китая. Не повезло...