Найти тему
Советская авиация

Сын Ан-12, Ан-24 и Бе-6: китайская летающая лодка Harbin SH-5

Оглавление

В 1950-е и 1960-е годы в Китае эксплуатировались переданные СССР летающие лодки Бе-6. Одна из них экспонируется в музее ВВС на бывшей авиабазе Датаньшан под Пекином.

Несмотря на то, что поршневые двигатели заменили на турбовинтовые, к концу 1960-х годов Бе-6 не удовлетворял требованиям китайским ВМС. В результате было принято решение о разработке собственной летающей лодки.

-2

Самолёт «слепили из того, что было». Взяли прямое крыло Ан-12, поставили на него четыре двигателя от Ан-24 (разумеется, китайские копии, называвшиеся WJ5).

-3

Также взяли хвостовое оперение от Бе-6.

-4

И прилепили это всё на новый фюзеляж. Так получился Harbin SH-5 (Морской Бомбардировщик 5).

-5

В музее представлен первый лётный экземпляр, собранный в 1973 году.

-6

Доводка машины затянулась, поэтому первый полёт состоялся лишь спустя три года.

-7

Испытания затянулись ещё дольше и закончились лишь в 1985 году. В них участвовали все 6 построенных бортов: два прототипа и четыре серийных машины.

-8

Самолет предназначен для поисково-спасательных операций, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, нанесения бомбовых ударов, перевозки грузов. Разрабатывался и противопожарный вариант.

-9

В носовой части расположен обтекатель антенны РЛС, как у Бе-12.

-10

Экипаж SH-5 состоит из восьми человек, в их числе командир, второй летчик, штурман, бортинженер и радист и три оператора. В состав бортового оборудования входят инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиокомпас, доплеровская поисковая РЛС и детектор магнитных аномалий.

-11

Среднюю часть занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры. Все отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках между помещениями.

-12

Как это выглядит изнутри — мы знаем на примере Бе-12.

На четырех подкрыльевых узлах было предусмотрено размещение сверхзвуковых противокорабельных ракет С-101 или малогабаритных противолодочных торпед. При выполнении боевого патрулирования самолет оснащается двумя ракетами на внешних пилонах и шестью торпедами - на внутренних.

-13

Шасси - трехопорное, с носовой двухколесной стойкой.

-14

В отличие от Бе-6, у которого шасси не было вовсе, у SH-5 было сделано убираемое шасси.

-15

Для остойчивости гидросамолета служат два неубираемых крыльевых поплавка, установленных на И-образных подкосах.

-16

Во внутрифюзеляжном отсеке в задней части корпуса размещаются глубинные бомбы, мины, радиогидроакустические буи или спасательное оборудование (надувные плотики, жилеты, аварийный запас).

-17

В хвостовой части торчит длинный выступ магнитометра.

-18

Четыре серийных SH-5 и сегодня стоят на вооружении армии КНР. В основном они используются для морского патрулирования.

-19

Первый лётный прототип попал в музей.

-20

А вот судьба второго прототипа сложилась хуже, чем первого. Он брошен на берегу озера Дянь в лесном парке Сишань рядом с городом Куньмин на юге Китая. Не повезло...

-21

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!