Бе-12 «Чайка» — советский турбовинтовой самолёт-амфибия, основным назначением которого был поиск и уничтожение подводных лодок противника. Сегодня я предлагаю рассмотреть устройство летающей лодки, основываясь на фотографиях монинского экспоната ‒ Бе-12 с бортовым номером «25-жёлтый», сделанным в 2013 и 2021 годах фотографом и частным пилотом Игорем Колоколовым. Про историю этого экспоната я рассказал в предыдущей статье.
Бе-12 ‒ высокоплан, выполненный по классической схеме, с крылом типа «чайка».
К консолям крыла на пилонах крепятся неубирающиеся поплавки опорного типа.
Киля нет, вместо него на концах стабилизатора установлены кильшайбы.
Самолёт оснащался двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д.
Для запуска двигателей в хвостовой части была установлена ВСУ АИ-8.
Для уменьшения брызгообразования по обоим бортам носовой части установлены брызгоотражатели шириной 200 мм. Они нужны для улучшения манёвренных возможностей самолёта на рулении, облегчения выдерживания направления на разбеге и пробеге.
Для уменьшения продольных колебаний самолёта при выходе на редан, на разбеге и для расширения диапазона углов устойчивого глиссирования по бортам лодки установили прочные гидродинамические щитки.
Под днищем у заднего редана установлен водяной руль, с помощью которого выдерживается направление движения на разбеге.
Для временной стоянки самолёт снабжён якорным устройством.
Шасси самолёта трёхстоечное, убирающееся.
Схема шасси самолёта является «архаичной» ‒ с хвостовым колесом вместо носовой стойки.
Хвостовое колесо было сделано управляемым, что существенно упрощало маневрирование на рулении.
В первоначальном варианте для управления служил штурвальчик. Впоследствии хвостовое колесо стало управляться от педалей, что оказалось значительно удобнее.
Внутри лодка состоит из 10 отсеков, из которых восемь водонепроницаемы. Этим обеспечивается непотопляемость при повреждении двух любых отсеков.
Для сообщения между отсеками разделяющие их переборки снабжены люками с герметично закрывающимися дверями.
В носовой части лодки находятся кабины штурмана и летчиков. Кабина негерметичная, поэтому потолок ограничен высотой 8000 м. Для полётов на высотах более 4000 м имелась кислородная система.
Штурманы отмечали неудобства и тесноту кабины. Размеры рабочего столика не позволяли развернуть карту.
В средней части располагалась кабина радиста с блистером.
Для входа и выхода экипажа в правом борту лодки имеются две двери: одна - в носовом отсеке, вторая - в хвостовой части.
Входные двери, как это принято на кораблях, сделаны открывающимися вовнутрь, что облегчает покидание лодки в случае ее затопления.
Катапультные кресла лётчиков КТ-1 ‒ такие же, как и на самолетах Ту-16, обеспечивающие покидание самолета на высотах свыше 100 м. Перед катапультированием кресла принудительно откатывались в заднее положение на 510 мм, штурвалы переводились в переднее положение.
Штурман покидал самолёт через люк в носовой части лодки. Радист эвакуировался через входную дверь своей кабины, расположенную вдоль правого борта. Ниже и правее люка видна причальная утка (двурогая фигурная планка для крепления снастей небольшого диаметра) для удержания плавсредств, причаливающих к самолёту.
Для поиска подводных лодок самолёт оборудовался автоматизированной поисково-прицельной системой ППС-12 в составе:
- радиолокационная станция «Инициатива-2Б», антенна которой расположена в носовой части лодки;
- радиогидроакустическая система поиска и обнаружения подводных лодок в подводном положении «Баку» с приёмным радиоустройством СПАРУ-55;
- комплект пассивных ненаправленных буев РГБ-Н («Ива»), РГБ-НМ («Чинара») и РГБ-НМ-1 («Жетон»);
- авиационный магнитометр АПМ-60 «Орша», чувствительный блок которого устанавливался в хвостовом обтекателе длиной 3.3 м;
- прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С-1 («Сирень-2М»);
- автопилот АП-6Е;
- бортовые измерители курса и скорости ЦСВ-1М-1 или ЦСВ-ЗМ-1, КС-4В, ЦГВ-5.
Пятый и шестой отсеки лодки имеют вырез длиной 4875 мм под грузоотсек с двумя люками - верхним и нижним, закрываемыми створками с механизмом привода от гидромоторов.
Донный грузолюк закрывается створками, подвешиваемыми на петлях. В закрытом положении створки фиксируются пятью замками, приводимыми в действие гидроцилиндром. Предусмотрена ручная система закрытия люков. По контуру вырезов люки имеют шланги герметизации, заполняемые воздухом из пневмосистемы.
В качестве средств поражения обнаруженных подводных лодок предполагалось использовать противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250-120, а также авиационные торпеды АТ-1 и АТ-1М, позже ‒ УМГТ-1 «Орлан», размещавшиеся в грузоотсеке.
Интересный факт: в топливной системе Бе-12 применялись очень оригинальные соединения топливопроводов, скопированные со сбитого американского самолета-разведчика U-2.
Статья об истории Бе-12 — экспоната музея ВВС в Монино:
Источники и дополнительная информация:
- Фотографии Бе-12 от Игоря Колоколова: 2013 год (снаружи, внутри), 2021 год (снаружи, кабина пилотов, кабина штурмана, остальное внутри)
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#вмф #вмф ссср #вмф россии #самолёты #монино #бе-12 #ссср #авиация #морская авиация #гидросамолет