Как-то Джуди Денч попросила гримерш написать себе на попе имя Харви так, чтобы было похоже на татуировку, подошла к Харви Вайнштейну и сказала: «Знаешь, я сделала тату в честь тебя на своей заднице». Харви засмеялся, но не поверил. Тогда вечером на общем ужине Джуди встала и со словами «А я ведь не шутила» показала ему при всех эту надпись.
Британской актрисе Джуди Денч 88 лет, но назвать ее старушкой язык не поворачивается: Джуди с возрастом лишь краше и выразительней. У нее несметное число наград, ее считают лучшей театральной актрисой Великобритании всех времен, да и в целом Джуди редкостный экземпляр: актриса, бросившая вызов возрасту, женщина, отринувшая старость.
Детство
Денч родилась в 1934 году в городке Йорк – долгожданная девочка в набожной семье англичанина и ирландки, где уже росли два сына. Семья исповедовала квакерство (вид протестантизма), и Джуди будет держаться его всю жизнь.
Театр родители обожали – они играли в любительской труппе. Отец служил штатным врачом Йоркского королевского театра, мать подрабатывала там костюмершей. Таинство театра увлекло и детей: они часто бывали на репетициях, со жгучим интересом изучали декорации и костюмы. Аромат анисовых капель (актеры пили их «для голоса») и пыль тяжелых кулис – первое, что Джуди помнит из детства. Актерство она ощущала как нечто естественное.
«В пять лет на утреннике я изображала улитку – моя первая роль. Я ползала взад-вперед в коричневом костюмчике, трико и огромной раковине, что смастерил отец. Помню, в зал вошли родители, я жутко обрадовалась и встала, а кто-то закричал: «Да сядь ты, сядь!» Это был мой первый критик», – смеялась Джуди.
В школе Джуди занималась рисунком, играла в театральном кружке и выходила на сцену с радостью, не понимая, почему другие дети трясутся от страха. Но потом решила, что ее стихия – танцы:
«Балет был для меня настоящей магией. Я закрывала глаза и видела себя танцующей что-то воздушное – в белоснежной пачке и с диадемой на голове».
Но отец спустил ее с небес:
«Ты же знаешь, что танцовщицы уходят на пенсию в сорок лет? Или ты хочешь изображать престарелую лебедь?»
Сорок лет казались Джуди бесконечно далекими, но после слова «пенсия» магия как-то растаяла. Она решила стать дизайнером или художником по костюмам, но поучилась пару лет в художественной школе и передумала. И вслед за братом Джеффри уехала в Лондон в школу драматического искусства.
Экспрессию Джуди и ее легкую, естественную манеру игры оценили быстро. Никто не удивился, когда она получила именную стипендию Лоуренса Оливье, а к выпуску в 1957 году – золотую медаль и приглашение из труппы Old Vic Company, причем сразу на роль мечты всех юных актрис – Офелии в «Гамлете».
«Мне здорово повезло: я не бегала годами в массовке, не пробиралась к серьезным ролям через крошечные эпизоды. Я даже испугаться толком не успела. Но после первого же спектакля поняла, что я такая храбрая, так как неопытная и вообще ничего не знаю. Пришлось стиснуть зубы и пахать», – вспоминала Джуди.
Театр
Она идеально вписалась в параметры классики: светлые волосы, бледная кожа, выразительные глаза. Не красавица, но, что называется, с изюминкой, со своим стилем и огоньком. Она играла проникновенно и эмоционально, зрители устраивали овации, критики отзывались противоречиво. «О, нас заметили!» – порой говорил папа, закрывая газету. Джуди ко всему относилась спокойно – свое мнение она считала важнее чужого. Память у нее была отменная, энергетика сильная, и вскоре ей отдали все ведущие роли в пьесах Шекспира и русских классиков.
В 1960 году Джуди сыграла Джульетту у самого Франко Дзеффирелли, через год блистала на Бродвее в пьесах «Генрих V» и «Двенадцатая ночь», а в 1961 году вошла в труппу знаменитого Королевского шекспировского театра. Еще через год ее уже считали лучшей актрисой Лондона. Она объездила с гастролями полмира и переиграла все главные роли. Шекспира Джуди и сейчас цитирует целыми страницами и так высоко ценит роль классика в становлении своей личности, что в 1999 году написала книгу «Шекспир для чайников».
Джуди меняла амплуа – скажем, сыграла красотку-убийцу в пьесе «Выстрел в темноте» и Салли Боулз в бродвейском мюзикле «Кабаре». Правда, сперва отказалась: «Вы шутите? Петь? Мне?» А потом подумала-подумала – и рискнула. И вот чудо таланта – не умеющая петь Джуди убедила зал, что хорошо поет! Свой хриплый, низкий и весьма слабый вокал она умудрилась превратить в достоинство – хрипотца придала образу богемность, а сиплость звучала как намек, что героиня слегка подшофе.
Изящно державшая мундштук Джуди с прищуром подведенных глаз была так хороша, что народ на «Кабаре» валил валом.
В 1970 году Джуди стала офицером ордена Британской империи. Высшую театральную награду страны, премию Лоуренса Оливье, ей вручали семь раз – ни у кого не было больше! В 1988 году университеты Йорка, Уорвика, Бирмингема и Лоуборо дали Джуди докторское звание, а королева присвоила титул «дама-командор ордена Британской империи». Актрису стали называть национальным достоянием, она в ответ морщилась: «Достояние нации? Ненавижу этот ярлык, он пахнет пыльным шкафом».
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Алла Горбач (с) "Лилит"