Найти в Дзене
Стеклянная сказка

"Чрен" - металл из небольшого уральского села, свойство которого до сих пор не могут объяснить учёные

Посёлок Кын
Посёлок Кын

Есть поговорка: "люди гибнут за металл". И это действительно так. Если бы не было металла, наша цивилизация до сих пор находилась бы на уровне африканского племени мумба-юмба и только изредка слазила с пальм.

Металл есть везде и считается, что все свойства металла уже изучены, всё, что можно уже открыли.

Ну что можно найти в обычных железках? Особенно ржавых...

Оказывается, можно!

Есть на Урале небольшое село, название которого большинству из нас совершенно ничего не скажет - Кын. С коми-пермяцкого эти три буквы переводятся как "мёрзлый". И, действительно, места там настолько неуютные, что даже лето хочется назвать зелёной зимой.

Сегодня в этом посёлке живёт примерно 400 с копейками человек (хотя было время, когда население доходило до двух с половиной тысяч), есть школа, фельдшерский пункт, лесопилка... и, собственно всё. Ну может быть ещё остатки старой пристани и металлургического завода, которые интересны только туристам-сплавщикам.

-2

Между тем есть в этом посёлке загадка, которая привлекает внимание учёных.

Посёлок был основан в 1759 году по прямому указанию министерства промышленности того времени (Берг-коллегии). Дело в том, что рядом с Кыном находилось несколько богатых месторождений железных руд. Завод под руководством Н.Г. Строганова строился два года и в 1761 году были запущены первая домна и два молота.

Рядом с заводом построили пристань. Так как берега в тех местах состоят из мягких осадочных пород, то пристань сложили из огромных стёсанных до ровных прямоугольников валунов, которые скрепили в единый монолит... не цементом.

В каменные глыбы, из которых была построена пристань, забивали толстые кованые скобы из кынского металла. Скобы давали камням некоторую подвижность, возможность "ходить" во время ледохода, подвижек почвы. Если бы вместо них был цемент, то пристани уже давно не существовало - всё развалилось.

-3

Именно этот металл и заинтересовал учёных химиков и технологов. Дело в том, что за 257 лет, которые прошли с момента строительства пристани, эти скобы не только не проржавели, но даже частично не были ею затронуты. Они до сих пор как будто отполированы до черноты (конечно, свою роль сыграли шаловливые руки туристов).

А ведь их выковали задолго до изобретения нержавейки и коррозионно-стойкой стали (1913 год). Помимо ржавчины эти скобы не берутся ни одной ножовкой по металлу, только болгарка может хоть что-то с ними сделать.

Проведённый химанализ показал, что это так называемое кованое кричное железо с минимальным содержанием углерода. Старожилы же говорят, что скобы сделаны из "цырена" (чрен) - специальных металлических "досок" по типу огромных сковородок, на которых выпаривали соль на царских соляных заводах.

Именно на строгановских железоделательных заводах смогли разработать особую технологию получения металла: "доски" вываривали и закаливали в расплавленной соли, после чего ковали, что наделило металл свойством противостоять воде, ветру, влажности, солнцу и времени.

Увы, секрет производства этого металла был утерян после того, как в 1911 году, после истощения рудников завод был закрыт, штат специалистов частично распущен, частично переведён на другие заводы. Ну а потом война, революция... было не до того.

Повторить такой металл сегодня... условно можно. Но это будет слишком долго, дорого и ещё раз дорого. Себестоимость будет просто зашкаливать. Интересно современная нержавейка сможет простоять 257 лет на камне в сырости?

-4