В 2023 году этот фильм воспринимается ещё более сложно, чем если бы его посмотреть хотя бы полтора года назад. И без знания, что Гаспара Ульеля (Gaspard Ulliel) больше нет, история исполненного им Луи пронзительна и печальна, но, имея в голове факт об актёре, драма “Это всего лишь конец света” (Juste la fin du monde/It’s Only the End of the World) похожа на пророчество.
Сюжет
34-летний драматург Луи (Гаспар Ульель) возвращается домой через 12 лет отсутствия, чтобы встретиться с семьёй – матерью Мартиной (Натали Бай), старшим братом Антуаном (Венсан Кассель) и его женой Катрин (Марион Котийяр), младшей сестрой Сюзанной (Леа Сейду), которая его совсем не помнит. Но он едет к ним не просто, чтобы повидаться после длительной разлуки. Он хочет сообщить им, что неизлечимо болен и скоро умрёт.
Литературная основа
Фильм снят по одноимённой пьесе 1990 года драматурга Жан-Люка Лагарса (Jean-Luc Lagarce). Когда он над ней работал, то сам подумывал о своей смерти. В творчестве Жан-Люка Лагарса постоянно присутствует тема о возвращающемся сыне, который пытается сообщить о своей приближающейся смерти или очередной раз убеждается, что сделать это невероятно трудно и потому он оставляет своих близких в неведении. Жан-Люк Лагарс последние семь лет своей жизни прожил, зная, что поражён вирусом СПИДа, размышляя о своей неминуемой кончине. Он умер в 1995 году в возрасте 38 лет.
Согласно биографическим данным, весной 1990 года Лагарс переехал на три месяца в Берлин, где писал – под влиянием работ Эрве Гибера (Hervé Guibert) – "Это просто конец света". Эта пьеса сначала должна была называться "Прощание" (Les Adieux). Так, неудивительно, что в образ Луи он вложил свои переживания, он представил, как выглядела бы ситуация, соберись он объявить в реальности о своей смерти – объявить, как о чём-то обыденном.
Лагарс вырос в Валентиньи, маленьком городке, на родине автомобилей и велосипедов Peugeot, где его родители работали на сборочном конвейере. В 13 лет он написал свою первую пьесу, а в 18 лет, получив степень бакалавра, он уехал из дома в Безансон, крупнейший город региона Франш-Комте, где изучал философию в университете и театр в местной консерватории. Детали в виде маленького городка, пристрастия к писательству, сборочного конвейера, раннего отъезда из отчего дома вписаны в сюжет Juste la fin du monde.
****
Главную роль в фильме исполнил французский актёр Гаспар Ульель. Он умер от черепно-мозговой травмы 19 января 2022 года. 37-летний актёр катался на лыжах без шлема и на одном из склонов на повороте столкнулся с другим лыжником, в результате падения от столкновения он сильно ударился головой.
Честно говоря, только при просмотре этого фильма я “поняла”, что этого актёра больше нет. Какое-то зловещее ощущение возникло от его взгляда – при том, что оператор снимал довольно много таких планов, как Луи задумчиво рассматривает пространство впереди себя, видя то, чего не видят другие.
Творчество Жана-Люка Лагарса в реальной жизни
Малая часть пьес была поставлена при жизни автора из-за “слишком своего голоса”, но после смерти его слава стала неуклонно расти, и на сегодняшний день Жан-Люк Лагарс считается классическим современным автором – его новаторский и нетрадиционный язык пьес очень импонирует любительским театральным коллективам и которого всё больше ценят ведущие режиссёры. В 2008 году спектакль по пьесе Juste la fin du monde стал частью репертуара театра Comédie-Française (его показывали на главной сцене – Salle Richelieu) и получил Molière Award.
В 2016 году вышел фильм канадского режиссёра Ксавье Долана (Xavier Dolan). Премьера состоялась на 69th Cannes Film Festival, где завоевал Гран-При (Cannes Grand Prix) и Экуменический (христианский) приз жюри (Ecumenical Jury Prize). Также у фильма есть три премии César: режиссёр, актёр и монтаж (да, это правда потрясающе).
Разбор фильма
Ксавье Долан сохранил атмосферу театральной постановки в своём фильме. При просмотре сохраняется ощущение присутствия в зале театра и происходящее выглядит одномерно, словно действующие лица перемещаются не по съёмочной площадке, а по сцене. Это ощущается даже в их “хореографии”, расстановке в кадре, в подаче реплик друг другу. Это ни в коем случае не замечание, этот приём мне понравился.
Путь героя тут вдохновлён "Одиссеей" – он возвращается на родину, но, если у Гомера Одиссей побывал в загробном мире и вернулся назад, то у Лагарса/Долана герой, наоборот, находится на пороге загробного мира. Ему туда предстоит отправиться, как только он повидается с близкими. Здесь даже визуально поддерживается приближение к тому свету. Действующие лица ненавязчиво отмечают, что жара на улице всех сводит с ума – словно они всё сильнее становятся охвачены лихорадкой. И, действительно, постепенно испарина на их коже проявляется всё сильнее, словно они всё ближе подходят к открытому огню, а в заключительном акте зрителю показан самый настоящий катабасис (сошествие в ад) – спокойные природные цвета кадра меняются на монохромный лихорадочный красно-бежевый. Мокрые насквозь от пота родственники, разъярённый от невыносимой загадочности Антуан набрасывается на Луи и выталкивает его из дома, не давая возможности ни доесть десерт, приготовленный матерью, ни переночевать, ни позавтракать вместе с семьёй утром. Антуан исступлённо кричит на всех, что ему надоело быть посмешищем и он зол на Луи, что тот не собирается оставаться, что его появление – это всего лишь фарс.
История Juste la fin du monde очень разговорная, вся суть тут в репликах, а не цепочке событий. Событий как раз и нет, весь экшн “закрыт” в словах, в том, что сказано и недосказано. Прибытие Луи, когда он предстал перед своими близкими людьми, ожидающими его у порога, - это единственное действие на весь фильм. В данном случае раскрытие причины приезда Луи оправданно. Интрига сохраняется только для его близких, а зритель остаётся на стороне главного героя, чтобы острее осознать, каково это – быть носителем плохих новостей.
Далее – это словесное выражение эмоций по поводу своей жизни и того, как жизнь одного человека соприкасается с жизнью Луи и его минимальным присутствием в ней. И сохранение театральности для экранизации очень логично – она наилучшим образом воссоздаёт психологический надрыв внутри каждого из семьи. В театре эмоции проявляются острее, там нет барьера в виде экрана. В данном фильме множество крупных планов создают иллюзию отсутствия этого барьера.
В фильме в диалогах есть совсем бытовые фразы, когда мать, сестра и брат пытаются выявить истинную причину приезда блудного Луи. “Ты ждёшь ребёнка?”, “С кем-то хочешь нас познакомить?”, - подбиралась его младшая сестра Сюзанна к разгадке. Обычно семья ожидает сообщений такого плана, но не допускает, что им скажут что-то страшное. Мартина, мать Луи, очень самоубеждающим тоном просила Луи говорить о будущем, внушала себе, что всё нормально, словно чувствовала неладное и запрещала себе даже допускать негативную мысль. Быт – это в целом основная линия, идущая через весь фильм. Луи является наблюдателем повседневной жизни своей семьи. Он, с одной стороны, их родственник, но, с другой, почти чужой человек, потому что покинул их 12 лет назад и упустил многое, к чему уже не имеет отношения.
Он наблюдает их ссоры, их сентиментальные воспоминания, привычки. Сам он “вписан” в их жизнь как набор открыток, которые у каждого есть в большом количестве, потому что Луи предпочитал присылать открытки на все праздники, но не приезжать самому. Мне показалось, что в этом мимолётном элементе заключена вся суть человека – он предпочитает отделаться минимальными усилиями, чтобы оказать знак внимания, забывая, что важнее личное присутствие. Открытками иллюстрируется имитация внимания, суррогат любви и великое противоречие человека – он не пользуется временем, чтобы проводит его с близкими, заменяя присутствие безделушками, но спохватывается в последний момент.
Луи встречают закусками – Мартина ставит на столик соусы и бутерброды, прежде чем приступить к основному обеду. То есть через последовательность в принятии пищи тоже в некотором роде передаётся развитие истории. Закуски, обед, десерт. Луи прибывает – знакомится с Катрин, женой Антуана, своей младшей сестрой Сюзанной (это закуски). Потом Сюзанна, Катрин, Антуан, Мартина делятся с ним своими мыслями, раскрываясь всё больше (это обед). При этом и жара усиливается, о которой никто из них не забывает, обстановка между ними накаляется, потому что никто никак не может понять причину приезда Луи. Его молчание и большие печальные глаза сбивают их с толку и раздражают всё больше. По сути, сомнительным “десертом” является его сообщение о страшном диагнозе, и Луи так и не решается его подать. А от настоящего десерта его отрывает Антуан и выгоняет из дома.
Сцена в домике, где мать скрывается от старшего сына, чтобы покурить, это очередное отдельное кино в кино. Луи оказывается лицом к лицу с матерью, которая любит его, это понятно, даже если она промолчит об этом, и он не может найти и двух слов, чтобы сообщить о причине своего прибытия после 12 лет отсутствия. Как сказать женщине, давшей жизнь, что её ребёнок возвратился домой умирать…
Возвращаясь к тезису о взгляде Луи, искусно снятым оператором, то в контексте истории взгляд очень красноречивый. Через него режиссёр показал обречённость и одновременно знание главного героя своей участи (и участи самого Лагарса, кто написал эту историю). Луи смотрел на свою смерть, маячащую за поворотом (как иронично), но видел её только он и никто из его родственников не посмотрел в одну с ним сторону. Каждый раз, когда он пытался подвести к единственной теме своего приезда, его мать, брат и сестра возвращались к своим обидам, воспоминаниям и взаимным обвинениям, снова отвлекаясь от Луи. И даже в этом проявляется противоречие человека – он умудряется кого-то любить, но невероятно сильно желает внимания только к себе.
***
Реклама аромата Bleu de Chanel, которую снял Мартин Скорсезе (Martin Scorsese), а главную роль в ней исполнил Гаспар Ульель. Просто, чтобы посмотреть на актёра, какой он был красивый и талантливый: