Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Это всего лишь конец света” (2016): “Десерт”, который не подали к столу

Оглавление

В 2023 году этот фильм воспринимается ещё более сложно, чем если бы его посмотреть хотя бы полтора года назад. И без знания, что Гаспара Ульеля (Gaspard Ulliel) больше нет, история исполненного им Луи пронзительна и печальна, но, имея в голове факт об актёре, драма “Это всего лишь конец света” (Juste la fin du monde/It’s Only the End of the World) похожа на пророчество.

Сюжет

Вариант постера к фильму “Это всего лишь конец света” (Juste la fin du monde/It’s Only the End of the World)
Вариант постера к фильму “Это всего лишь конец света” (Juste la fin du monde/It’s Only the End of the World)

34-летний драматург Луи (Гаспар Ульель) возвращается домой через 12 лет отсутствия, чтобы встретиться с семьёй – матерью Мартиной (Натали Бай), старшим братом Антуаном (Венсан Кассель) и его женой Катрин (Марион Котийяр), младшей сестрой Сюзанной (Леа Сейду), которая его совсем не помнит. Но он едет к ним не просто, чтобы повидаться после длительной разлуки. Он хочет сообщить им, что неизлечимо болен и скоро умрёт.

Литературная основа

Фильм снят по одноимённой пьесе 1990 года драматурга Жан-Люка Лагарса (Jean-Luc Lagarce). Когда он над ней работал, то сам подумывал о своей смерти. В творчестве Жан-Люка Лагарса постоянно присутствует тема о возвращающемся сыне, который пытается сообщить о своей приближающейся смерти или очередной раз убеждается, что сделать это невероятно трудно и потому он оставляет своих близких в неведении. Жан-Люк Лагарс последние семь лет своей жизни прожил, зная, что поражён вирусом СПИДа, размышляя о своей неминуемой кончине. Он умер в 1995 году в возрасте 38 лет.

Согласно биографическим данным, весной 1990 года Лагарс переехал на три месяца в Берлин, где писал – под влиянием работ Эрве Гибера (Hervé Guibert) – "Это просто конец света". Эта пьеса сначала должна была называться "Прощание" (Les Adieux). Так, неудивительно, что в образ Луи он вложил свои переживания, он представил, как выглядела бы ситуация, соберись он объявить в реальности о своей смерти – объявить, как о чём-то обыденном.

Лагарс вырос в Валентиньи, маленьком городке, на родине автомобилей и велосипедов Peugeot, где его родители работали на сборочном конвейере. В 13 лет он написал свою первую пьесу, а в 18 лет, получив степень бакалавра, он уехал из дома в Безансон, крупнейший город региона Франш-Комте, где изучал философию в университете и театр в местной консерватории. Детали в виде маленького городка, пристрастия к писательству, сборочного конвейера, раннего отъезда из отчего дома вписаны в сюжет Juste la fin du monde.

****

Главную роль в фильме исполнил французский актёр Гаспар Ульель. Он умер от черепно-мозговой травмы 19 января 2022 года. 37-летний актёр катался на лыжах без шлема и на одном из склонов на повороте столкнулся с другим лыжником, в результате падения от столкновения он сильно ударился головой.

Честно говоря, только при просмотре этого фильма я “поняла”, что этого актёра больше нет. Какое-то зловещее ощущение возникло от его взгляда – при том, что оператор снимал довольно много таких планов, как Луи задумчиво рассматривает пространство впереди себя, видя то, чего не видят другие.

Кадр со взглядом Луи
Кадр со взглядом Луи

Творчество Жана-Люка Лагарса в реальной жизни

Малая часть пьес была поставлена при жизни автора из-за “слишком своего голоса”, но после смерти его слава стала неуклонно расти, и на сегодняшний день Жан-Люк Лагарс считается классическим современным автором – его новаторский и нетрадиционный язык пьес очень импонирует любительским театральным коллективам и которого всё больше ценят ведущие режиссёры. В 2008 году спектакль по пьесе Juste la fin du monde стал частью репертуара театра Comédie-Française (его показывали на главной сцене – Salle Richelieu) и получил Molière Award.

В 2016 году вышел фильм канадского режиссёра Ксавье Долана (Xavier Dolan). Премьера состоялась на 69th Cannes Film Festival, где завоевал Гран-При (Cannes Grand Prix) и Экуменический (христианский) приз жюри (Ecumenical Jury Prize). Также у фильма есть три премии César: режиссёр, актёр и монтаж (да, это правда потрясающе).

Разбор фильма

Ксавье Долан сохранил атмосферу театральной постановки в своём фильме. При просмотре сохраняется ощущение присутствия в зале театра и происходящее выглядит одномерно, словно действующие лица перемещаются не по съёмочной площадке, а по сцене. Это ощущается даже в их “хореографии”, расстановке в кадре, в подаче реплик друг другу. Это ни в коем случае не замечание, этот приём мне понравился.

Путь героя тут вдохновлён "Одиссеей" – он возвращается на родину, но, если у Гомера Одиссей побывал в загробном мире и вернулся назад, то у Лагарса/Долана герой, наоборот, находится на пороге загробного мира. Ему туда предстоит отправиться, как только он повидается с близкими. Здесь даже визуально поддерживается приближение к тому свету. Действующие лица ненавязчиво отмечают, что жара на улице всех сводит с ума – словно они всё сильнее становятся охвачены лихорадкой. И, действительно, постепенно испарина на их коже проявляется всё сильнее, словно они всё ближе подходят к открытому огню, а в заключительном акте зрителю показан самый настоящий катабасис (сошествие в ад) – спокойные природные цвета кадра меняются на монохромный лихорадочный красно-бежевый. Мокрые насквозь от пота родственники, разъярённый от невыносимой загадочности Антуан набрасывается на Луи и выталкивает его из дома, не давая возможности ни доесть десерт, приготовленный матерью, ни переночевать, ни позавтракать вместе с семьёй утром. Антуан исступлённо кричит на всех, что ему надоело быть посмешищем и он зол на Луи, что тот не собирается оставаться, что его появление – это всего лишь фарс.

Финальная сцена, когда Антуан доводит себя до бешенства, хотя до этого сдерживал свои обиды и держал себя в руках
Финальная сцена, когда Антуан доводит себя до бешенства, хотя до этого сдерживал свои обиды и держал себя в руках

История Juste la fin du monde очень разговорная, вся суть тут в репликах, а не цепочке событий. Событий как раз и нет, весь экшн “закрыт” в словах, в том, что сказано и недосказано. Прибытие Луи, когда он предстал перед своими близкими людьми, ожидающими его у порога, - это единственное действие на весь фильм. В данном случае раскрытие причины приезда Луи оправданно. Интрига сохраняется только для его близких, а зритель остаётся на стороне главного героя, чтобы острее осознать, каково это – быть носителем плохих новостей.

Далее – это словесное выражение эмоций по поводу своей жизни и того, как жизнь одного человека соприкасается с жизнью Луи и его минимальным присутствием в ней. И сохранение театральности для экранизации очень логично – она наилучшим образом воссоздаёт психологический надрыв внутри каждого из семьи. В театре эмоции проявляются острее, там нет барьера в виде экрана. В данном фильме множество крупных планов создают иллюзию отсутствия этого барьера.

В фильме в диалогах есть совсем бытовые фразы, когда мать, сестра и брат пытаются выявить истинную причину приезда блудного Луи. “Ты ждёшь ребёнка?”, “С кем-то хочешь нас познакомить?”, - подбиралась его младшая сестра Сюзанна к разгадке. Обычно семья ожидает сообщений такого плана, но не допускает, что им скажут что-то страшное. Мартина, мать Луи, очень самоубеждающим тоном просила Луи говорить о будущем, внушала себе, что всё нормально, словно чувствовала неладное и запрещала себе даже допускать негативную мысль. Быт – это в целом основная линия, идущая через весь фильм. Луи является наблюдателем повседневной жизни своей семьи. Он, с одной стороны, их родственник, но, с другой, почти чужой человек, потому что покинул их 12 лет назад и упустил многое, к чему уже не имеет отношения.

Вся семья за одним столом
Вся семья за одним столом

Он наблюдает их ссоры, их сентиментальные воспоминания, привычки. Сам он “вписан” в их жизнь как набор открыток, которые у каждого есть в большом количестве, потому что Луи предпочитал присылать открытки на все праздники, но не приезжать самому. Мне показалось, что в этом мимолётном элементе заключена вся суть человека – он предпочитает отделаться минимальными усилиями, чтобы оказать знак внимания, забывая, что важнее личное присутствие. Открытками иллюстрируется имитация внимания, суррогат любви и великое противоречие человека – он не пользуется временем, чтобы проводит его с близкими, заменяя присутствие безделушками, но спохватывается в последний момент.

Луи встречают закусками – Мартина ставит на столик соусы и бутерброды, прежде чем приступить к основному обеду. То есть через последовательность в принятии пищи тоже в некотором роде передаётся развитие истории. Закуски, обед, десерт. Луи прибывает – знакомится с Катрин, женой Антуана, своей младшей сестрой Сюзанной (это закуски). Потом Сюзанна, Катрин, Антуан, Мартина делятся с ним своими мыслями, раскрываясь всё больше (это обед). При этом и жара усиливается, о которой никто из них не забывает, обстановка между ними накаляется, потому что никто никак не может понять причину приезда Луи. Его молчание и большие печальные глаза сбивают их с толку и раздражают всё больше. По сути, сомнительным “десертом” является его сообщение о страшном диагнозе, и Луи так и не решается его подать. А от настоящего десерта его отрывает Антуан и выгоняет из дома.

Сцена в домике, где мать скрывается от старшего сына, чтобы покурить, это очередное отдельное кино в кино. Луи оказывается лицом к лицу с матерью, которая любит его, это понятно, даже если она промолчит об этом, и он не может найти и двух слов, чтобы сообщить о причине своего прибытия после 12 лет отсутствия. Как сказать женщине, давшей жизнь, что её ребёнок возвратился домой умирать…

Луи и его мать Мартина
Луи и его мать Мартина

Возвращаясь к тезису о взгляде Луи, искусно снятым оператором, то в контексте истории взгляд очень красноречивый. Через него режиссёр показал обречённость и одновременно знание главного героя своей участи (и участи самого Лагарса, кто написал эту историю). Луи смотрел на свою смерть, маячащую за поворотом (как иронично), но видел её только он и никто из его родственников не посмотрел в одну с ним сторону. Каждый раз, когда он пытался подвести к единственной теме своего приезда, его мать, брат и сестра возвращались к своим обидам, воспоминаниям и взаимным обвинениям, снова отвлекаясь от Луи. И даже в этом проявляется противоречие человека – он умудряется кого-то любить, но невероятно сильно желает внимания только к себе.

***

Реклама аромата Bleu de Chanel, которую снял Мартин Скорсезе (Martin Scorsese), а главную роль в ней исполнил Гаспар Ульель. Просто, чтобы посмотреть на актёра, какой он был красивый и талантливый: