Найти тему
Порцелиновый фан

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939). Роспись фарфора.

О ком вспоминается сразу после рассказа о Павле Варфоломеевиче Кузнецове? Конечно, о Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине! Оба были из одной местности (из Саратова или из-под Саратова). Ровесники. Друзья. Однокашники (если говорить о Московском училище живописи, ваяния и зодчества). Оба страстно мечтали о творчестве. В августе 1902-го года они вместе с ещё одним одним своим другом, тоже студентом МУЖВЗ П.В. Уткиным, выехали в Саратов, чтобы расписывать церковь во имя иконы Казанской Божией Матери (в 1904 году эти росписи были уничтожены по решению окружного суда как неканонические)... И если П.В. Кузнецов с юности был широко известен в узких кругах, и считался очень авторитетной среди братьев по цеху персоной, то Кузьма Сергеевич Петров-Водкин со стороны виделся человеком странным - немного неотёсанным, провинциалом... - зато его работы (почти каждая!), как только появлялись, мгновенно становились потрясением как для художников, так и для публики, которая в принципе не обязана глубоко разбираться в искусстве. "Купание красного коня", "Петроградская мадонна", "Смерть комиссара" - сейчас это просто растиражированные иконы СИМВОЛИЗМА и АВАНГАРДА (в широком смысле последнего термина), а их творец из нынешнего далека высится глыбой среди других выдающихся художников ХХ-го века.

Поэтому, думаю, будет интересно посмотреть - а что же мог сделать К.С. Петров-Водкин в фарфоре? Наверное, мог сделать больше. Возможно, мало что осталось из того, что он сделал... Но и тем что осталось мы сейчас насладимся...

Тарелка "Жар-птица". ГФЗ, 1923. Роспись надглазурная полихромная. Диаметр 24,2 см. Инв. номер СФ-165. Коллекция ГРМ. Шедевр, выполненный на фарфоре. Снова иконописная техника (в подобном стиле иконописцы изображали архангелов). И это - в годы активной борьбы Советской власти с религией вообще, и с Православием - в особенности! Изображение взято с сайта ГРМ.
Тарелка "Жар-птица". ГФЗ, 1923. Роспись надглазурная полихромная. Диаметр 24,2 см. Инв. номер СФ-165. Коллекция ГРМ. Шедевр, выполненный на фарфоре. Снова иконописная техника (в подобном стиле иконописцы изображали архангелов). И это - в годы активной борьбы Советской власти с религией вообще, и с Православием - в особенности! Изображение взято с сайта ГРМ.
Блюдо "Свадьба". ГФЗ, 1923. Автор композиции Петров-Водкин К.С., исполнитель Назаров И.М. (1876-?). Роспись надглазурная полихромная. Размеры: 6,4*36,0 см. Собрание Эрмитажа. Инв. номер Мз-С-2446. Изображение взято из каталога Эрмитажа.  Очевидно, что свадьба деревенская, русская (жених - в косоворотке). Борт тарелки расписан повторяющимся узором из развёрнутого хоровода деревенских женщин. Венок вокруг лиц молодожёнов по-чехонински декоративен. Скорее всего, это заслуга исполнителя.
Блюдо "Свадьба". ГФЗ, 1923. Автор композиции Петров-Водкин К.С., исполнитель Назаров И.М. (1876-?). Роспись надглазурная полихромная. Размеры: 6,4*36,0 см. Собрание Эрмитажа. Инв. номер Мз-С-2446. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Очевидно, что свадьба деревенская, русская (жених - в косоворотке). Борт тарелки расписан повторяющимся узором из развёрнутого хоровода деревенских женщин. Венок вокруг лиц молодожёнов по-чехонински декоративен. Скорее всего, это заслуга исполнителя.
Чашка с блюдцем "Красные ромбики". ГФЗ, 1920-е по рис. 1923-го года. Роспись надглазурная полихромная. Размеры: 7,5*12,2*9,4 см. (чашка), и 3,3*15,8 см. (блюдце). Собрание Эрмитажа. Инв. номер Д-С-672. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Не только ромбики, но и сценка, выполненная в виде силуэтов, и все ромбики сходятся, указывая на неё. Такую посуду грех использовать по прямому назначению, но судя по волосяной трещине на чашке, использовали именно так... С другой стороны, такая роспись делается трафаретом, так что, возможно, была выпущена большая серия в своё время.
Чашка с блюдцем "Красные ромбики". ГФЗ, 1920-е по рис. 1923-го года. Роспись надглазурная полихромная. Размеры: 7,5*12,2*9,4 см. (чашка), и 3,3*15,8 см. (блюдце). Собрание Эрмитажа. Инв. номер Д-С-672. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Не только ромбики, но и сценка, выполненная в виде силуэтов, и все ромбики сходятся, указывая на неё. Такую посуду грех использовать по прямому назначению, но судя по волосяной трещине на чашке, использовали именно так... С другой стороны, такая роспись делается трафаретом, так что, возможно, была выпущена большая серия в своё время.
Эскиз декора для чашки с блюдцем "Провинциалка". ГФЗ, 1923. Бумага, карандаш, акварель. Собрание Эрмитажа. Инв. номер Мз-Г-34. Изображение взято из каталога Эрмитажа.  Основной рисунок - стилизация под кружевную салфетку, выполненную крючком или на коклюшках - любимая забава в свободное время для женщин тех лет, особенно, в провинциальных городках.
Эскиз декора для чашки с блюдцем "Провинциалка". ГФЗ, 1923. Бумага, карандаш, акварель. Собрание Эрмитажа. Инв. номер Мз-Г-34. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Основной рисунок - стилизация под кружевную салфетку, выполненную крючком или на коклюшках - любимая забава в свободное время для женщин тех лет, особенно, в провинциальных городках.

Петров-Водкин настолько большая фигура в Русском изобразительном искусстве, что уместить все его искания, всю его творческую жизнь в одной статье, тем более - на канале, посвящённом фарфору (к тому же и росписей, созданных им на фарфоре - по пальцам руки пересчитать!) - не буду даже пытаться.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!