Давно это было, ещё в середине 70-х годов, когда из "стратегов" у СССР стоял на боевом дежурстве бомбардировщик-ракетоносец Ту-22. Это потом он стал "М", а посли и "М3". Так вот ни командир воздушного судна, ни второй пилот, никогда не использовали систему кондиционирования кабины пилотов, какая бы не стояла жара. Летали, потели, но кондиционером не пользовались.
Это сейчас кондиционирование установлено другое, а тогда от компрессора двигателя отходил воздуховод-патрубок с горячими газами. Вот именно они и нагревал спрятанный рядом с отсеком для уборки носовых шасси бак на 400 л. Причём в баке этом была обычная водка.
По факту это был чистейший спирт-ректификат, разбавленный дистиллированной водой. При этом содержание этанола доходило до 70% зимой, а летом было около 50 - 60%. И когда лётчики поворачивали вентиль заслонки, то горячие газы от компрессора авиадвигателя начинали нагревать этот бак.
В результате нагрева пары спирта испарялись, забирая с собой большое количества тепла из контура системы охлаждения воздуха. Так в кабине пилотов в жару становилось прохладно. Однако этой системой кондиционирования по факту никто не пользовался. Потому что спирт испарялся не куда-то там, а прямиком в атмосферу.
Когда у главного конструктора Туполева спросили, как же он догадался до того, чтобы использовать водку в системе охлаждения, он ответил так, что никто и возразить не смел: "Эта система не может сломаться".
И действительно, любой компрессорный холодильник может поломаться, а вот что может случится с баком, в котором водка?..
Да ничего... Разве что водку выпьют.
Так и происходило. Потому что в те времена само содержимое этих баков - раствор спирта в воде - водкой никто не называл. У него было закрепившееся название "Шпага". Это название пошло от того, что мерный щуп уровня водки в баке был прорезиненный, имел мерные деления, и своей рукояткой, а также длиной напоминал шпагу.
Что же касается самого бомбардировщика-ракетоносца Ту-22, то его за этот водочный бак называли "Бухая Тушка".
Стоит ли говорить, что шпага на тот момент была самой ходовой валютой. На неё можно было обменять еду, вещи, товары, включая дефицит, а также можно было заказать в местном ателье пошив нескольких палаток из тормозных парашютов от Ту-22. Весь лишь вопрос был в литрах этой шпаги.
На доле были все, начиная от лётного персонала, включая наземные службы. Все, кто обслуживал самолёты, заправлял их, а также летал, имели свой процент со сцеженной с 400-литровых баков шпаги.
Так согласно нормативу, за 8-часовой полёт Ту-22 при включённой системе кондиционирования испаряет около 200 л спирта, а в самом баке при этом остаётся слабый раствор спирта в воде. Исходя их этих параметров и часов налёта вычислялась норма, которую можно сцедить с одного самолёта без последствий.
Что касается самого процесса слива, то это было то ещё удовольствие. Так нельзя было просто взять и слить шпагу, оставив бак пустым. Потому что после испарения паров спирта в баке должна оставаться вода. И таким образом техникам нужно было не только слить шпагу, но и заменить нужный объём на воду, причём в правильных пропорциях.
Техников для этого дело привлекали из числа худых, потому что приходилось протискиваться между рулевыми тягами. Для слива шпаги и проноса её сквозь все посты использовались обычные резиновые грелки. Ими можно было обмотаться и спрятать под просторной спецовкой.
При этом воду вместо шпаки приходилось заливать в бак тоже дистиллированную, потому что слитый с бака раствор регулярно отправляли в лабораторию.