Работая в отделе продаж психологического центра, я наблюдала, как один из экспертов проводила терапию панических атак.
Первая встреча была со скидкой в 50%, на ней она определяла, может ли помочь человеку своим методом, ведь чаще всего панические атаки скрывают за собой эндогенное заболевание.
Если она понимала, что может, у клиента было 2 пути:
1. Купить сразу абонемент на 10 встреч, то есть сразу внести всю сумму за длительную терапию.
2. Покупать разовые консультации в 2 раза дороже.
Чем больше я там работала, тем отчётливее понимала:
8 из 10 клиентов, купивших абонемент, боготворили своего психолога, они решали все свои сложности и со слезами счастья на глазах прощались с ней на 10 встрече.
Из тех, кто платил разово, лишь 3 из 10 доходили до конца.
Согласитесь результат хуже некуда… 7 из 10 оставались недовольными и говорили, что работа не дала результата, с чем пришли с тем и остались, только зря деньги выкинули.
Позже я пошла к ней учиться. Овладев методом работы с паническими атаками, я поняла, почему люди не доходили до конца при разовой оплате:
на 3-4 встрече у клиента отчетливо вылезали вторичные выгоды от симптома. В случае работы с паническими атаками вторичные выгоды настолько сильные, что людям легче жить с ними, чем потерять свою выгоду.
Например, женщина, страдающая паническими атаками, могла сидеть дома и не работать, муж полностью финансировал все ее «хотелки». Более того он заботился о ней как в первый год знакомства. Панические атаки появились в тот момент, когда их отношения были на грани развода и именно они спасли ее брак.
Обычно сам клиент не осознает какие у него вторичные выгоды, потому что все происходит на уровне бессознательного, а работа с психологом начинает вскрывать их и тогда человеку приходится выбирать, что для него важнее.
Абонемент же помогал им решиться изменить свою жизнь и шагнуть в некую неизвестность новой реальности, ведь они уже оплатили и потеряют деньги если все бросят.
Благодаря этому примеру, я никогда не считала, что психологу иметь продукты не этично, ведь что может быть лучше, чем счастливый клиент, довольный проделанной работой. Клиент, искренне благодарный тебе за помощь и рекомендующий тебя каждому.
С каким бы вопросом клиент ни обратился за помощью, вторичные выгоды есть почти всегда. Иногда они незначительные, а иногда довольно сильные и отказаться от них человеку сложно.
Еще более 50 лет назад американский психиатр Ирвин Ялом говорил о том, что психотерапия эффективна только тогда, когда она комплексная, а не тогда, когда она носит разовый характер.
Я сама покупаю только комплексное решение вопросов в любой теме и нише, потому что такой подход гарантирует мне как клиенту, что я получу результат.
Поэтому если вы видите, что психолог или любой другой специалист предлагает вам комплексный подход к решению вашего вопроса, у него есть дополнительное сопровождение между консультациями и он с уверенностью говорит вам, что вы дойдете до желанного результата – именно к такому психологу и следует идти.
С ним вы действительно не потеряете свои деньги и сэкономите уйму времени на бесконечных походах на разовые консультации.
К тому же, если пересчитать сколько денег вы отдадите за год терапии разовыми встречами, вы убедитесь, что комплексный подход по итогу выйдет вам намного дешевле.
С уважением, клинический психолог, магистр психологических наук, Эльвира Дьяченко. Автор мотивационного ежедневника «Мой путь к успеху». Опыт работы 10 лет.
Сообщество для тех, кто хочет лучше разбираться в психологии и менять свою жизнь к лучшему, в VK - https://vk.com/opsihologii_prosto
Сообщество для экспертов психологов, которые хотят легко привлекать клиентов на свои услуги - https://vk.com/prodvizheniedyachenko
Личная страница Эльвиры VK, где вы найдете много нестандартной информации по психологии - https://vk.com/id60066002