Найти в Дзене

"Мартин Иден" Джек Лондон

автор: Зиганшина Инзиля

«Мартин Иден» Джека Лондона является очень впечатляющим произведением. Правда жизни без прикрас. Джек Лондон поистине настоящий психолог. Хороший писатель – всегда хороший психолог.

В начале произведения и почти до его окончания главный герой предстает перед читателем молодым, наполненным целями и неимоверной силой человеком. Целеустремленности ему не занимать. Из этой черты вытекают и другие качества характера – он непоколебим, жаден к знаниям, не щадит себя и отказывает себе в отдыхе.

Джек Лондон показал резкий скачок главного героя в просвещении. Писатель продемонстрировал тот случай, когда в силу наполненности \ начитанности \ рассуждений и в целом развития – человек волей-неволей начинает оценивать свое окружение и кто из себя что представляет. Но данная схема работает не со всеми. Учитывая, какие у главного героя были начальные характеристики – овладевание литературой давало о себе знать, исходя из его натуры. Он тонко чувствовал отношение людей к себе (за исключением девушки, в которую он был влюблен). Книги послужили инструментом в поиске себя. Он себя нашел, раскрыл карты людской сути, разочаровался и не выдержал. Писатель также отразил душевную муку героя в тот момент, когда он забрался на вершину знаний и оценил, что в высшем обществе его принимают за его признание, а в обществе, из которого он вырос, он не мог уже находится сам. Его тяготила эта ситуация, он не нашел себе места в мире. Он выразил все свое содержимое в книгах и иссяк.

Главный герой был очень умен, в последствии эрудирован, имел свой твердый непоколебимый взгляд, не зависел от чужого мнения, различал суть людей, имел хороший вкус, был необыкновенно целеустремлен. В нем отсутствовало излишнее самолюбование и жалость к себе. В романе он истратил сосуд любви. Основные мотивы (Бриссенден, Руфь), движимые им в его жизни, рассеялись. Он был подвластен унынию, так как черпать силы было неоткуда. Вокруг него всегда были потребители. Один из ярких персонажей, который видел в нем суть, был Бриссенден.

Писатель вывел рассуждения персонажа на высокий аналитический уровень. После раскрытия всей картины истинного отношения к нему во время его нужды и дальнейшего взлета как писателя – он смог оценить, что люди, восхваляющие его, его не уважают, а уважают ярлык, признанный в их обществе. Благодаря его картине мира он не смог существовать в этом обществе. И радостно то, что не дал обмануть себя, когда услышал многократные признания в любви после признания (от возлюбленной).

Он был разочарован. И, к сожалению, не успел найти новый источник сил для себя. Все от него питались, но у него иссякли силы.

Это очень убедительная психология. У него ушла поддержка в лице Бриссендена и Руфи. В него никто никогда не верил среди массового окружения, и он сумел увидеть все в истинном свете, когда его признали.

Бриссенден был намного проницательнее (скорее всего, потому что не любил Руфь и исходя из жизненного опыта). У него был так же хороший вкус. И он пытался раскрыть глаза Мартину на истинную любовь, но главный герой упрямо не соглашался, так как был полон идеалов. Бриссенден был очень наполнен и также необыкновенно умен и только благодаря своему истинному уму и хорошему вкусу – он смог оценить во всей мощи талант Мартина. Поэтому главный герой и Бриссенден верно рассуждали, и верно пришел к конечному итогу Мартин – не стоит ждать от толпы одобрения гению, толпа попросту не способна оценить его высоту и талант засчёт своего уровня и шаблонности.

Автор наглядно показал, что все-таки стержень и мотив в жизни нужно суметь найти не во внешнем отражении, а внутри – тогда высока вероятность выстоять в этом мире.

Грустно и от того, как правдиво автор продемонстрировал реальность мира великих умов и глупцов. Кто стоит на вершине (глупец) и кому нужно биться, чтобы выжить (гению).

Если гений будет жить по совести в мире глупца – маловероятно, что он будет успешен.

Если гений будет хитрее глупца и найдет опору в жизни в себе самом – разовьет внутреннюю силу духа, характера, - в таком случае есть шанс не дать глупцу властвовать.

АВТОР ПОДНИМАЕТ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ:

1) глупец, когда не понимает, что хочет донести гений, и считает, что гений – ограничен и глуп.

С самого начала было видно, что Мартин и Руфь не понимают друг друга (точнее Руфь не понимала его), они были всегда разные – во взглядах, мыслях. Руфь была высокомерна и уверенна в своем уме и в моменты, когда не понимала Мартина, считала его ограниченным.

Цитата из книги: «Она бы никогда не подумала, что у этого выходца из совсем другого мира в такие минуты бывали прозрения, недоступные ей, и что мыслит он шире, и глубже. Ее ограниченность была ограниченностью ее мирка; но ум ограниченный не замечает своей ограниченности, видит ее лишь в других. А потому Руфь полагала, что мыслит широко и если их взгляды расходятся, виной тому ограниченность Мартина; и она мечтала помочь ему увидеть мир таким, каким видит она, расширить его горизонты, чтобы они совпадали с ее собственными».

Цитата из книги: «Многое из этих своих размышлений он попытался высказать Руфи, но она возмутилась в душе и ясно поняла, что его еще надо шлифовать и шлифовать. То была очень обычная узость мышления – те, кто ею страдают, убеждены что их цвет кожи, их верования и политические взгляды – самые лучшие, самые правильные, а все прочие люди во всем мире обделены судьбой. Из-за этой же узости иудей в древние времена благодарил Господа Бога, что тот не создал его женщиной, из-за нее же нынешний миссионер отправляется на край света, стремясь своей религией вытеснить старых богов; и из-за нее же Руфь жаждала перекроить этого выходца из иного мира по образу и подобию людей своего круга».

Цитата из книги: «Она не могла взять в толк, о чем это он. Хоть и стала она бакалавром искусств, а то, что он говорил, было выше ее разумения. И, не понимая собственной ограниченности, она полагала, что это он виноват, не умеет ясно и последовательно выразить свою мысль».

Цитата из книги: «Он уже заметил, что мыслит глубже и шире, чем Руфь, чем Норман с Артуром и их отец. Несмотря на все преимущества университетского образования, вопреки ее званию бакалавра искусств он превзошел ее в силе интеллекта, и умственный багаж, который он накопил примерно за год самоучкой, позволил ему теперь так глубоко разбираться в мире, в искусстве и в жизни, как Руфь и мечтать не могла

2) толпа всегда будет стремиться вытеснить гения или подогнать его под свои шаблоны, ярлыки и стандарты. Толпа не любит оригинальность и пытается ее истребить. В случае, если гений оказывается сильнее толпы, толпе ничего не остается как начать ложно восхищаться гением. По достоинству толпа оценить его не может, иначе оценила бы его с самого начала. Толпа начинает наигранно демонстрировать, что, оказывается, она ценит этого гения, хотя толпа не наделена способностью к оценке и любви к прекрасному. Она соглашается «любить» гения, в тайной надежде, что придет время и гений отколется от нее или сломается, или подгонится по ее стандарты.

3) Гений оттого и является гением, так как имеет непоколебимый взгляд на многие вещи и исходит в своем мнении из собственного мироощущения. Его позицию не изменит толпа.

Цитата из книги: «Просто я вправе иметь собственное мнение. Я старался тебе объяснить, почему слоновья резвость госпожи Тетралани мешает мне насладиться оркестром. Ценители музыки во всем мире, может быть, и правы. Но я сам по себе и не желаю подчинять свой вкус единодушному мнению всех на свете ценителей. Если мне что-то не нравится, значит, не нравится, и все тут; так с какой стати, спрашивается, я стану делать вид, будто мне это нравится, только потому, что большинству моих соплеменников это нравится или они воображают, что нравится. Не могу я что-то любить или не любить по велению моды».

Цитата из книги: «Однажды вечером, после обеда, на котором был и мистер Батлер, Мартин заговорил о Спенсере. Мистер Морз резко обрушился на английского философа за агностицизм, по признался, что «Основные начала» не читал, а мистер Батлер заявил, что Спенсер нагоняет на него тоску, – не читал ни единой его строчки и прекрасно обходится без него. Мартин засомневался, и, не обладай он таким самостоятельным умом, он согласился бы с общим мнением и махнул на Спенсера рукой. Но ему мысли Спенсера, казались убедительными: он был уверен, махнуть рукой на Спенсера – все равно что мореплавателю выбросить за борт компас и хронометр. И он продолжал вгрызаться в теорию эволюции, чем дальше, тем уверенней, сам овладевал предметом, да еще черпал подтверждения в трудах многих и многих ничем не связанных между собой авторов. Чем больше он читал, тем шире оказывался круг знаний, ему еще неведомых, и он непрестанно горевал, что в сутках всего-навсего двадцать четыре часа

4) Гений, встретив наполненного, умного, мыслящего человека, способен по достоинству оценить его качества, так как эти качества присущи ему самому. От толпы такое ждать не приходится, так как она этим обделена.

Цитата из книги: «Но мне удалось расшевелить его, и он оказался так интересен, я забыл обо всем на свете. Знаешь, это такой блестящий ум, такой интеллектуал, первый раз я с таким разговаривал».

Цитата из книги: «Верьте мне, вы слишком настоящий, слишком искренний, слишком мыслящий, не вам довольствоваться этой манной кашкой!». (Слова Бриссендена Мартину)

Цитата из книги: «Они не пользовались готовыми мнениями, все они, каждый на свой лад, были мятежники, и никто не изрекал избитых истин. Мартин никогда не слышал, чтобы у Морзов обсуждался такой широкий круг разнообразнейших тем».

5) Высокое положение не всегда является отражением блестящего ума.

Цитата из книги: «Раньше я думал каждый, кто учился в университете или занимает высокое положение в обществе, непременно блестяще умен, – вот как этот Колдуэд»

Цитата из книги: «Так вот, я думал, здесь все, и мужчины и женщины блистают умом и талантом. А теперь, по тому немногому, что я успел увидеть, мне кажется, почти все они – сборище глупцов, большинство из них, а девяносто процентов остальных наводят скуку. Вот профессор Колдуэл совсем другой. Он – человек, весь как есть, до мозга костей».

Цитата из книги: «Те, кого Мартин там встречал и на кого еще совсем недавно смотрел снизу вверх, девушки и молодые люди из круга Руфи, стали ему скучны. Они уже не казались ему существами высшей породы. Нужда, разочарование и непомерная напряженная работа издергали его, он стал раздражителен, и разговоры этой публики его бесили. И не потому, что он слишком возомнил о себе. Узость их ума очевидна, если мерило – мыслители, чьи книги он прочитал. В доме Руфи он не встречал людей, выделяющихся умом, за исключением профессора Колдуэла, но Колдуэла он встретил там только раз. А прочие сплошь были тупицы, ничтожества, догматики и невежды. Всего сильней поражало их невежество. Что с ними стряслось? Куда они девали свои познания? Им доступны были те же книги, что и ему. Как же они ничего не извлекли из этих книг».

Цитата из книги: «Мартин знал, есть на свете великие умы, проницательные и трезвые мыслители. Доказательства тому – книги, книги, благодаря которым он стал образованнее всяких морзов. И он знал: в мире существуют люди и умнее и значительнее тех, кого он встречал у Морзов. Он читал английские романы, где, случалось, светские господа и дамы беседовали о политике, о философии. И он читал о салонах в больших городах, даже в Америке, где собираются вместе люди искусства и науки. Когда-то он по глупости воображал, будто все хорошо одетые и выхоленные господа, стоящие над рабочим классом, наделены могуществом интеллекта и силой красоты. Ему казалось, крахмальный воротничок – верный признак культуры, и он, введенный в заблуждение, верил, будто высшее образование и духовность – одно и то же».

6) Незаурядный ум, встретив человека толпы, ощущает скуку и чувство зря потраченного времени после общения с ним.

Цитата из книги: «Мартин беседовал с кассиром пятнадцать минут, и Руфь была очень довольна, возлюбленный вел себя безупречно. Глаза его ни разу не сверкнули, щеки не вспыхнули, а его спокойствие и уравновешенность при разговоре поразили Руфь. Но уважение Мартина ко всему племени банковских кассиров резко упало, и остаток вечера он не мог избавиться от впечатления, что банковский кассир и болтун – синонимы».

Цитата из книги: «…слышать не могу, до чего напыщенно, чопорно и самодовольно, до чего свысока и тягуче он все это изрекает. Да за то время, пока он сообщал мне, что Объединенная рабочая партия слилась с демократами, я успел бы ему изложить всю историю Реформации. Ты знаешь, он передергивает в разговорах, как профессиональный игрок в картах».

7) Благами цивилизации в этом мире пользуются в большинстве посредственные умы.

Цитата из книги: «Его бесили претензии и фальшь этих неспособных мыслить господ, что занимают высокие посты. Член Верховного суда штата! Всего каких-нибудь два года назад он, Мартин, взирал из болота на таких вот знаменитостей и почитал их богами».

8) проблема бедности

9) несправедливость

10) лучшие умы работают на глупцов, но чаще получают объедки

11) глупец характерен тем, что в нем развито чувство потребления и отсутствие желания развиваться. Глупец уверен, что, если гений наделен умом и это приносит ему доход – в этом случае (по мнению глупца) гений обязан делиться своими благами с ним.

12) аналитический ум является врожденным, эту способность невозможно перенять. Это не зависит от класса, где родился человек.

В произведении герой Олни умеет разбираться в людях и видит всю суть насквозь. Мартина он описал со 100% попаданием. Руфь не воспринимал вообще.

Цитата из книги: «Оставьте вы Мартина в покое, Руфь. Он сам знает, что ему надо. Посмотрите, сколько он уже успел. Как подумаю, мне иногда тошно делается, тошно и стыдно за себя. Он уже знает о мире, о жизни, о назначении человека и обо всем прочем много больше, чем Артур, Норман, я, да и вы, кстати, несмотря на всю нашу латынь, и французский, и древнеанглийский, несмотря на всю нашу культуру».

Выше были составлены основные выводы, исходя из прочитанного произведения. Автор ясно отразил ситуацию власти и пожинания плодов. Но хочется верить и в книге также слегка затронута эта тема, что в мире высшего класса все-таки есть достойные умы, хоть их и не большинство. Редко и очень ценно бывает встретить блестящий ум. И не стоит ассоциировать простой обделенный люд с гениальностью точно так же, как богатство и ограниченность. Человеческая суть не знает класса. И достойного человека можно встретить и в лице простого учителя и в лице миллиардера-филантропа.

Это произведение является очень мощным трудом Джека Лондона.