Найти в Дзене
Литератундра

Достоевский по Бахтину. Героев и людей нет, есть – идеи (Платона, Нолана?)

Анонс к этому занятию и само занятие - история, которой уже три года. Именно в 2019/2020 учебном году появился и сложился формат занятий по Мiровой литературе и способ подготовки к нему.

Подготовка заключалась не только в прочитывании (перечитывании) произведений или изучении научных статей, видео-разборов, подкастов, университетских лекций.

Главное - составить перед занятием анонс-тизер из особых ("правильных" как мы говорим в клубе) вопросов, смелых догадок, провокационных (для ума и мiровоззрения участников) утверждений и просто шуток.

Удивительно, но такой подход дал неожиданные обильные плоды:

1) сам жанр анонсов полюбился, развился и составился в сборник, тематический план, смысловой кросскультурный образовательный путь;

2) занятие, следуя за поэтической логикой анонса, гармонично соединило и лекционную часть, и живое общение, и свободное движение по самому анонсу и художественному произведению;

3) постепенно оформились новые курсы с новыми названиями, форматами и задачами: Метафизика слова, Медленное чтение, Литератундра, Литературная студия;

4) появились клубные онлайн-площадки: телеграм, инстаграм, ютуб, ВКонтакте, дискорд, теперь ещё и Дзен - все они отличаются в соответствии со своими особенностями, которые влияют и на уникальность содержания.

Ниже будет представлен пример одного из множества анонсов и запись с онлайн-занятия, которое было выложено на ютуб 3 года назад. Заодно можно сравнить наше понимание "Пятикнижия Достоевского" тогда и сегодня.

Тема: Достоевский по Бахтину. Героев и людей нет, есть – идеи (Платона-Нолана?)

Рискнём:

1) «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» как контрапункт и хронотоп. Переписка с Анной Григорьевной как культурно-историческое наследие. «Воспоминания» А.Г. Достоевской – автобиографический полифонический роман с горячо любимым мужем?

2) Достоевский родился как новый Гоголь. Рим и Сибирь – прекрасное далёко?

3) Игрок Достоевский проигрывает и – выигрывает. Сумма чисел на рулетке.

4) Монологичность и диалогичность. Человек незавершённый и нерешённый. Реальный диалог автора со своим вымышленным героем (Татьяна сама вышла замуж). «Свобода героя – момент авторского замысла». Создать камень, который сам поднять не можешь.

5) Герой – слово – идея – дух.

6) Нельзя прочитать. Можно вступить в диалог. Роман как драматургия и перформанс. Полифонический роман и фильм «Начало» («Inception») К.Нолана.

7) Мениппея, полифонический роман, хронотоп. Шо, опять?

i:

1) «Великое пятикнижие» Достоевского. Называем:

а) «Преступление есть наказание игрока с идеями»;

в) «Идиотизм заразен, умная вакцина в стадии разработки»;

г) «Бесы на сцене и в уме»;

д) «Переписка с подрастающими поколениями идей»;

е) «Братья Карамазовы в сговоре с отцом своим д.».

2) Как жить и писать в долг. Сериальность как хронотоп. Взаимообусловленность времени и пространства. «Назад в будущее» или «Интерстеллар»? Земекис и Нолан читали Достоевского, Бахтина, Эйнштейна?

3) Житие великого грешника – жанр и сюжетообразующий элемент. Античность всё-таки или литература средневековой Руси? Напомнить про Е.Водолазкина.

4) Чем закончился диалог Достоевского со своими героями? «Дневник писателя» и «Речь о Пушкине».

5) Ответьте, как экранизировать Достоевского?!