Найти в Дзене
Minsknews.by

Зацепиться за жизнь. Как помогают наркозависимым в РНПЦ психического здоровья

Оглавление

Павлу 36 лет, и более половины жизни он провел в наркотическом дурмане. За плечами несколько судимостей за кражи, многочисленные передозировки, две остановки сердца, клиническая смерть. И все это из-за наркотиков. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как ему удалось зацепиться за жизнь.

-2

«Никто не верил, что я выживу»

Павел из тех, о ком говорят: «рос на улице» и «искал приключений». Алкоголь не любил, но трезвости тоже не хотелось. Так в его жизни появились наркотики, сначала легкие, а потом и тяжелые, в основном опиаты. Понимание, что это зависимость, что это всерьез и навсегда, пришло лишь спустя годы.

— Наркотики — это постоянные жизненные проблемы, бесконечные приводы в милицию. Каждое утро — борьба с самим собой и озабоченность, как достать дозу. Туннельное мышление, когда единственная цель — употребление. Или глобальный дискомфорт, когда чувствуешь себя ребенком, которому очень страшно. Ломки: постоянная тревога, панические атаки, физически невыносимая боль. Рушится здоровье. Однажды находился в реанимации на ИВЛ. Тогда никто не верил, что я выживу. И даже несмотря на это, ты не можешь отказаться от дурмана. Ты как бы все знаешь, понимаешь, но предпочитаешь не думать об этом. В итоге наступает отчаяние: хочется и употребить, но и страх смерти силен. И тут уж что победит, — рассказывает о своих ощущениях Павел.

-3

Впервые за помощью к специалистам он обратился, будучи несовершеннолетним. В РНПЦ психического здоровья ему все знакомо: сначала детокс, снятие ломки, потом реабилитация. Здесь для Павла безопасное место, где можно попробовать все начать заново, настроиться на позитив, получить возможность жить дальше.

«В ремиссии жизнь налаживается»

Иногда это удается. Однажды период ремиссии длился у Павла почти пять лет. Казалось, началась новая жизнь: трезвость, хорошая денежная работа, любимая девушка. Но включился самосаботаж, и все пошло под откос. Есть люди, которые оправдывают зависимость жизненными проблемами и неурядицами. Павел не из таких: срыв произошел, когда все в жизни было хорошо, но слишком ровно и гладко. Захотелось «острых ощущений».

— Находиться в центре — мое собственное решение. По опыту знаю, что меня поддержат, окажут как медикаментозную, так и психологическую помощь. Хочется жить трезво. Реабилитация — возможность зацепиться за трезвость, — делится собеседник.

Семья Павла — отец, сестры, племянники — поддерживает его в стремлении избавиться от зависимости. Но с этой болезнью справиться сложно. Тот, кто хочет от нее освободиться, должен быть настроен очень решительно. У Павла такая решительность есть:

— Физическая боль ушла, я много работаю с психологом, вспомнил о былых увлечениях. Когда трезвый, люблю ходить в театры, на выставки. Мечтаю научиться профессионально рисовать. В ремиссии со временем становится легче. Жизнь налаживается. Но в этом и опасность: всегда нужно помнить о том, что болезнь не уходит, в любой момент она вновь может напомнить о себе.

Часто к употреблению наркотиков человека подталкивают окружение, круг общения. Но Павел полностью берет ответственность на себя: это только его проблема и его решение как начать, так и отказаться. Можно поменять друзей и даже страну, но желание забыться останется, если не изменить себя. Возможность употребить тоже всегда найдется.

— В феврале умерла моя лучшая подруга. Точно не знаю, что произошло. Недавно общались, казалось, все у нее в порядке. Она была на заместительной метадоновой терапии. Но для себя я бы не выбрал такое лечение. Вижу, что для некоторых это, скорее, дополнительный допинг, к которому они добавляют уличный наркотик. Поэтому убежден: если достаточно силы воли, то от дури лучше отказаться сразу и полностью, — рассуждает он.

Павел верит, что ему удастся избавиться от зависимости. Для этого он готов бороться и работать над собой.

Силы бороться находят лишь единицы

— На базе 18-го наркологического отделения РНПЦ психического здоровья работает экспериментальный реабилитационный центр для лиц, имеющих наркотическую и сочетанные зависимости. Здесь проводят уникальную и долгосрочную реабилитацию, которая состоит из нескольких этапов — от детокса и пребывания в стационаре на протяжении 28 дней с индивидуальной и групповой психотерапией, ЛФК и физиотерапией до возможности полтора года посещать центр амбулаторно. При этом благодаря сотрудничеству с Министерством труда и социальной защиты помогаем пациентам при необходимости найти работу и восстановить документы, — рассказывает заведующий отделением врач — психиатр-нарколог Сергей Марчук.

Однако, отмечает он, для получения положительных результатов пациент должен быть высоко мотивирован и готов бороться. Таких, к сожалению, единицы. В центр психического здоровья в основном обращаются для прохождения лишь краткосрочной детоксикации. Это самый первый этап, он позволяет вывести человека из крайне некомфортного физического состояния, которое характеризуется сильной тревогой, усталостью, болями, тремором и дрожью.

Когда после детокса тяга к наркотикам становится не такой невыносимой, врачи обсуждают с пациентами вопрос дальнейшей реабилитации в долгосрочных программах. Только тогда начинается работа с психологом, психотерапевтом, прохождение полного курса лечения. Есть также возможность лечиться анонимно, без постановки на учет. Но эта услуга платная. Правда, цены здесь значительно ниже, чем в коммерческих центрах.

— Чем раньше человек обратится за помощью, тем легче и с меньшими потерями можно справиться с болезнью. Благодаря реабилитации наши пациенты кардинально меняют свой образ жизни, выбирают для себя новые ценности: семейные, бытовые, профессиональные, чем создают благоприятную среду для будущего без наркотиков, — поясняет Сергей Марчук.

В Беларуси на начало года с наркотической зависимостью на учете состоят порядка 8 600 человек. Из них 3 650 — молодежь до 30 лет. Но это лишь те, кто попал в поле зрения медиков. По данным МВД, эта статистика во много раз больше — почти 88 тысяч. С момента открытия центра, в 2019 г., здесь прошли полный курс реабилитации более 120 человек, некоторые из них полностью сняты с учета.

Смотрите также: