После успешного полета Гагарина, Советский Союз готовился к дальнейшему покорению Космоса. У Юрия Гагарина не было выявлено никаких нарушений здоровья. Нахождение первого человека в Космосе длилось всего около часа, теперь необходимо было выяснить: Сколько по времени человек может находиться на орбите Земли без вреда для здоровья и риска смерти.
Конструкторы уже готовили корабль Восток-2, рассчитанный на сутки нахождения на орбите планеты. В качестве человека на борту был выбран Герман Титов — дублер Гагарина при первом запуске. Программа полета Титова была намного разнообразнее, чем программа Гагарина. Космонавт вручную ориентировал корабль, снимал планету на фотоаппарат, выполнял физические упражнения в условиях невесомости, первым испытал туалет на борту космического аппарата. Также «Орлу» (Позывной Германа Титова) первому довелось поспать на орбите. Во время одного из сеансов связи второй космонавт планеты не вышел на связь. Как оказалось: Герман Степанович задремал, и не услышал сообщения из Центра Управления. Как и у собак, после третьего витка вокруг Земли, у Титова начались проблемы с вестибулярным аппаратом. Как выяснилось космонавта укачало. Благодаря полету Германа Титова, в тренировки космонавтов были внесены изменения, направленные на снижение эффекта укачивания.
Первые два полета показали, что человек может находиться на орбите Земли достаточно продолжительное время, но для работы и проведения экспериментов нужны были корабли с большим объемом внутреннего пространства.
Существовало два выхода из ситуации. Первый из них — проектировка кораблей нового типа. Конструирование таких летательных аппаратов заняло бы много времени, благодаря чему СССР мог потерять лидерство в космической гонке. Второй вариант — стыковка двух кораблей на орбите. Стыковка — очень сложная задача, но именно ее решили опробовать в Космосе.
Королев принял решение провести испытательный полет. Два корабля Восток-3 и Восток-4 должны были сблизиться на орбите и оказаться в пределах видимости друг друга. Первый корабль стартовал 11 августа 1962 года. На борту находился Андриян Николаев. Другой корабль взмыл в воздух 12-го августа. Пилотом был Павел Попович. Наземные службы прекрасно сделали свою работу. При выходе на орбиту второго корабля, космонавты моментально увидели друг друга. Восток-3 и Восток-4 находились на расстоянии 6-ти километров. Николаев и Попович вернулись на Землю в прекрасном самочувствии.
Не смотря на успех испытаний, конструкторы хотели убедиться в безопасности парных запусков. Был проведен еще один парный полет с двумя кораблями. На борту одного из кораблей «Восток» находилась женщина с позывным «Чайка» - Валентина Терешкова. Место пилота в корабле Восток-5 занял Валерий Быковский. У Быковского в ходе полета все прошло хорошо, а Терешкова не смогла полностью выполнить программу полета. На борту Востока-6 Валентина Терешкова испытывала боли в ногах и плечах, а ее ответы на сообщения с Земли были уклончивыми. Тем не менее корабль с первой женщиной-космонавтом обогнул планету 48 раз. Со спуском Терешковой тоже возникли проблемы, однако 19 июня 1963-го года капсула с женщиной-космонавтом успешно приземлилась на территории Алтайского Края.
У Королева и Феоктистова возникли разногласия. Королев собирался построить корабль для трех космонавтов на основе уже существующего «Востока». Феоктистов не хотел менять конструкцию корабля. Чтобы Феоктистов согласился, Сергей Королев предложил ему занять одно из кресел в трехместном корабле. Конструктор соблазнился предложением Королева и захотел работать над проектом.
Проект нового корабля получил имя «Восход». В целях экономии места в кабине было принято решение отказаться от системы катапультирования и скафандров. Кресла космонавтов располагались в ряд, а сами пилоты отныне должны летать в Космос в спортивных костюмах. Была разработана система мягкой посадки: два парашюта и тормозные двигатели. Масса аппарата перевалила за 5 тонн, поэтому понадобилась третья разгонная ступень. В первый экипаж корабля «Восход» вошли: Летчик Владимир Комаров, врач Борис Егоров и конструктор Константин Феоктистов. 12 октября 1964 года состоялся запуск корабля. Через сутки экипаж успешно вернулся на Землю. Узнав о том, что космический корабль поднял на орбиту трех космонавтов, американцы назвали «Восход-1» космическим линкором, думая, что это не модернизированный «Восток», а принципиально новый аппарат, обладающий внушительными размерами.
Программа полета корабля «Восход-2» сильно отличалась от первого старта. На борту должно было находиться два космонавта, облаченных в скафандры — Алексей Леонов и Павел Беляев. Планировался первый выход человека в Открытый Космос.
С этой целью корабль подвергся модернизации. В конструкции появилась надувная шлюзовая камера, которая должна была послужить буфером между обитаемым кораблем и Космосом.
18 марта 1965 года выход первого человека в Открытый Космос состоялся. Алексей Леонов оказался за пределами корабля. Попозировав на фоне планеты перед объективом кинокамеры, космонавт получил приказ вернуться на корабль. При попытке проникнуть в шлюзовую камеру, у Леонова возникли проблемы. Скафандр раздулся из-за низкого давления, и космонавт не мог вернуться на корабль.
Запас воздуха в скафандре «Беркут» был рассчитан всего на 45 минут. Испытывая страх, человек начинает дышать интенсивнее, поэтому Алексей Леонов мог бы просто задохнуться в Космосе. Понимая, что другого выхода нет, космонавт открыл клапан спуска давления на скафандре. Снизив давление, Леонов смог попасть в шлюзовую камеру, но сделал это головой вперед. Леонов с трудом смог развернуться, чтобы задраить люк. В этот момент пульс Алексея Леонова составлял 190 ударов в минуту.
Стабилизировав давление, Леонов вернулся на корабль. Казалось, что все плохое уже позади, но не тут то было. Из-за перепадов температуры на разных сторонах корабля, в корпусе образовалась трещина, через которую стал выходить воздух. Система жизнеобеспечения стала подкачивать кислород в кабину. Семь часов космонавты подвергались опасности сгореть заживо в атмосфере корабля, насыщенной горючим газом. Любая искра могла стоить им жизни. Угроза взрыва сошла на нет благодаря стабилизации давления в корабле, но не сработала система ориентирования. Корабль пришлось сажать в ручном режиме. Миновав все неприятности Беляев и Леонов смогли вернуться на Землю. Спускаемый аппарат отклонился от предполагаемой точки посадки на 80 километров. Четыре часа с космонавтами не могли выйти на связь. После томительного ожидания в эфире прозвучало троекратное «В.Н». Это сообщение означало «Все нормально» и передали его космонавты экипажа «Восхода-2». Приземлившись на труднодоступном участке тайги, Леонов и Беляев еще двое суток ждали спасения.
Выход человека в Открытый Космос стал сенсацией для всего Мира. Сам Алексей Леонов был под большим впечатлением. Выступая перед общественностью, он во всех красках описал красоту нашей планеты и пугающую глубину бездны космического пространства.