В 2020 году в своей книге "Stonehenge — Temple Cipher Roof" ландшафтный дизайнер Сара Юбэнк предлагает новую гипотезу о функциональном предназначении и внешнем облике Стоунхенджа.
Она полагает, что сохранившиеся до наших дней большие камни , на самом деле, служили фундаментом для более крупного и закрытого сооружения. Сара предполагает, что это был настоящий неолитический храм.
Макет Сары Юбэнк
Сара Юбэнк вместе со своим супругом создала макет Стоунхенджа, выполненный в масштабе 1:33.
Рассказывая о макете, Сара отмечает, что это был универсальный неолитический храм с большим овальным залом, выходившим на галереи, в которых могли собираться люди,чтобы послушать ораторов внизу. Общий диаметр составляет 30 метров.
«Это, несомненно, правильный размер для закрытого общественного места... Может, быть, здесь устраивали пиры и танцевали или проводили церемонии в честь солнцестояния», — говорит она.
Сара утверждает, что археологи недооценили наших предков эпохи неолита и бронзового века, которые строили Стоунхендж на протяжении столетий, начиная примерно с 5000 г. до н.э.
Сара занимается ландшафтным дизайном и архитектурой более 40 лет, она выступала консультантом и планировщиком в большом количестве проектов: от исторических поместий до оксфордских колледжей. Но эта задача заключалась в обратном: восстановить внешний вид на основании фундамента.
Вместо того, чтобы создавать рисунок с нуля, она пыталась реконструировать постройку, исходя из форм камней, составляющих Стоунхендж: внешнего и внутреннего круга, подковы и овала.
Саре потребовалось 5 лет, чтобы разработать собственную теорию и макет Стоунхенджа.
Сара считает, что это обычная форма здания и ссылается на другие известные исторические постройки, чьи крыши опираются на подобные колонны, например, Парфенон в Афинах.
Считается, что изначально все эти столбы были увенчаны горизонтально расположенными камнями, которые известны как перемычки (конструктивный элемент, применяемый для перекрытия дверных, оконных проёмов в стене и воспринимающий нагрузку от вышерасположенной конструкции).
Там, где они отсутствуют, можно увидеть две ручки наверху каждой стойки, которые должны были войти в два соответствующих отверстия в нижней части перемычек.
Именно данное обстоятельство стало ключевым в теории Сары Юбэнк. Она поясняет, что для сохранения перемычек на месте достаточно обычной силы тяжести и для этого не нужны дополнительные ручки и отверстия. Значит, они что-то поддерживали.
«Их существование предполагает, что стойки и перемычки сарсенов были спроектированы так, чтобы выдерживать нагрузку крыши», — говорит она.
Сара считает логичным, что в зале должна была быть стена для защиты от непогоды.
По ее словам, остатки дверных проемов в этой стене можно увидеть во внутреннем круге Стоунхенджа, состоящего из более мелких голубых камней.
До того, как стали доступны металлические петли, двери соединялись с поворотными вертикальными стержнями, которые поворачивались, когда дверь открывалась или закрывалась.
В одной из стоек из голубого камня есть вертикальный паз, в который идеально вошел бы такой столб, а в двух оставшихся перемычках из голубого камня есть отверстия, которые, по мнению Сары, могли быть использованы для крепления деревянной доски с пазами для дверных столбов.
Ближе к центру Стоунхенджа располагается еще одно образование из камней, напоминающее подкову из четырех трилитов (сооружения из трех валунов, два из которых держат на себе третий) — с еще одним более высоким трилитом в конце.
Сара предполагает, что все они были опорами для центрального деревянного каркаса, охватывающего центр овального зала, со стропилами, расходящимися вниз к внешнему кругу сарсеновых камней, чтобы поддерживать нижние скаты крыши.
Так что же обо всем этом думают эксперты?
Много лет Сара пытается получить экспертную оценку своего макета и разработанной теории. Однако сетует на отказ экспертов от дискуссии.
"Идея крыши на Стоунхендже не имеет никакого смысла. Отчасти замысел этого места заключается в величии и священности камней, так зачем вам строить на них крышу? У этой теории нет никаких доказательств" - поясняет куратор из "Английского наследия" доктор Хезер Себайр.
А как считаете вы? Имеет ли данная теория право на существование? Пишите свое мнение в комментариях.