Найти в Дзене
Думающая история

Новый взгляд на Стоунхендж

Оглавление

В 2020 году в своей книге "Stonehenge — Temple Cipher Roof" ландшафтный дизайнер Сара Юбэнк предлагает новую гипотезу о функциональном предназначении и внешнем облике Стоунхенджа.

Она полагает, что сохранившиеся до наших дней большие камни , на самом деле, служили фундаментом для более крупного и закрытого сооружения. Сара предполагает, что это был настоящий неолитический храм.

Макет Сары Юбэнк

Сара Юбэнк вместе со своим супругом создала макет Стоунхенджа, выполненный в масштабе 1:33.

Рассказывая о макете, Сара отмечает, что это был универсальный неолитический храм с большим овальным залом, выходившим на галереи, в которых могли собираться люди,чтобы послушать ораторов внизу. Общий диаметр составляет 30 метров.

«Это, несомненно, правильный размер для закрытого общественного места... Может, быть, здесь устраивали пиры и танцевали или проводили церемонии в честь солнцестояния», — говорит она.

Сара утверждает, что археологи недооценили наших предков эпохи неолита и бронзового века, которые строили Стоунхендж на протяжении столетий, начиная примерно с 5000 г. до н.э.

Базовая структура фундамента по версии Сары Юбэнк ©dailymail
Базовая структура фундамента по версии Сары Юбэнк ©dailymail

Сара занимается ландшафтным дизайном и архитектурой более 40 лет, она выступала консультантом и планировщиком в большом количестве проектов: от исторических поместий до оксфордских колледжей. Но эта задача заключалась в обратном: восстановить внешний вид на основании фундамента.

Макет Сары Юбэнк имеет внутреннюю стену и дверной проем ©dailymail
Макет Сары Юбэнк имеет внутреннюю стену и дверной проем ©dailymail

Вместо того, чтобы создавать рисунок с нуля, она пыталась реконструировать постройку, исходя из форм камней, составляющих Стоунхендж: внешнего и внутреннего круга, подковы и овала.

Саре потребовалось 5 лет, чтобы разработать собственную теорию и макет Стоунхенджа.
Одна из моделей Сары ©dailymail
Одна из моделей Сары ©dailymail

Сара считает, что это обычная форма здания и ссылается на другие известные исторические постройки, чьи крыши опираются на подобные колонны, например, Парфенон в Афинах.

Считается, что изначально все эти столбы были увенчаны горизонтально расположенными камнями, которые известны как перемычки (конструктивный элемент, применяемый для перекрытия дверных, оконных проёмов в стене и воспринимающий нагрузку от вышерасположенной конструкции).

Там, где они отсутствуют, можно увидеть две ручки наверху каждой стойки, которые должны были войти в два соответствующих отверстия в нижней части перемычек.

Именно данное обстоятельство стало ключевым в теории Сары Юбэнк. Она поясняет, что для сохранения перемычек на месте достаточно обычной силы тяжести и для этого не нужны дополнительные ручки и отверстия. Значит, они что-то поддерживали.

«Их существование предполагает, что стойки и перемычки сарсенов были спроектированы так, чтобы выдерживать нагрузку крыши», — говорит она.

Сара считает логичным, что в зале должна была быть стена для защиты от непогоды.

По ее словам, остатки дверных проемов в этой стене можно увидеть во внутреннем круге Стоунхенджа, состоящего из более мелких голубых камней.

До того, как стали доступны металлические петли, двери соединялись с поворотными вертикальными стержнями, которые поворачивались, когда дверь открывалась или закрывалась.

В одной из стоек из голубого камня есть вертикальный паз, в который идеально вошел бы такой столб, а в двух оставшихся перемычках из голубого камня есть отверстия, которые, по мнению Сары, могли быть использованы для крепления деревянной доски с пазами для дверных столбов.

Ближе к центру Стоунхенджа располагается еще одно образование из камней, напоминающее подкову из четырех трилитов (сооружения из трех валунов, два из которых держат на себе третий) — с еще одним более высоким трилитом в конце.

Центральная подкова Стоунхенджа из четырёх трилитов ©pinterest
Центральная подкова Стоунхенджа из четырёх трилитов ©pinterest

Сара предполагает, что все они были опорами для центрального деревянного каркаса, охватывающего центр овального зала, со стропилами, расходящимися вниз к внешнему кругу сарсеновых камней, чтобы поддерживать нижние скаты крыши.

Большая крыша - ключевая архитектурная деталь в теории Сары Юбэнк ©dailymail
Большая крыша - ключевая архитектурная деталь в теории Сары Юбэнк ©dailymail
Графическая реконструкция Стоунхенджа (Сара Юбэнк)
Графическая реконструкция Стоунхенджа (Сара Юбэнк)

Так что же обо всем этом думают эксперты?

Много лет Сара пытается получить экспертную оценку своего макета и разработанной теории. Однако сетует на отказ экспертов от дискуссии.

"Идея крыши на Стоунхендже не имеет никакого смысла. Отчасти замысел этого места заключается в величии и священности камней, так зачем вам строить на них крышу? У этой теории нет никаких доказательств" - поясняет куратор из "Английского наследия" доктор Хезер Себайр.

А как считаете вы? Имеет ли данная теория право на существование? Пишите свое мнение в комментариях.