Произнося про себя, а лучше вслух всего лишь 5 слов, вы почувствуете в себе изменения. Ощутите разницу. Поменяетесь не только внутренне, но и внешне. Всё станет правильным. И ваше поведение, и ваши действия будут благочестивыми. Именно так работает эта великая Иисусова молитва.
Именно ей учил своих духовных чад, советовал всем мирянам в 20-м старец Иосиф Исихаст. Он был добр и строг одновременно. Ему было важно, чтобы мы крепко усвоили два правила: следовать молитве и следовать молчанию. Молитва освещает нас, молчание удаляет из жизни празднословие. Особенно монах, если не впитал, не усвоил, не соблюдал эти два наказа, монахом не станет. Если и остался им, то только внешне.
Произнося эту молитву, впрочем, как и любую иную, «Я» можно и даже нужно заменить на «мы». В этом нет ничего зазорного, запретного или предосудительного. Также, как и мужской пол можно заменить на женский, если возникла такая необходимость. Господь за это ни в коем случае не осудит, ведь это правильно, естественно, понятно.
Если вспомнить, что молитве "Отче наш" там везде Господь не "мой", а "наш". Хлеб насущный тоже «наш», не «мой». Так тоже будет угодна Богу. Если есть силы духовные , то нужно и желание читать её правильно, то слова: «Господи, Иисусе Христе» хорошо бы произносить на вдохе, а «помилуй мя» - выдыхая.
Молитва - это самый настоящий аскетический подвиг. Особенно в наше расслабленное время, но если не принуждать к ней себя, то её просто не будет. Навык нужно молитвенный прививать. Упорство в этом помогает. Вы думаете кто-то любит молиться? Даже святые стяжали его не сразу. Через усилия, через регулярность, через силу и нежелание к молитве себя поднимали. Пусть понемногу, но каждый день.
Иисусова молитва - как раз то, в чем можно упражняться. О ней очень верно сказал о ней один современный священнослужитель, Валерий Духанин:
Иисусова молитва для всех дана, как для монахов, так и для простых мирян. Христианин не христианин, если он не постоянно с Богом. Именно эта молитва может сопровождать вас всегда и всюду. Когда вы ее произносите, Христос с нами: в вагоне метро, магазине, на улицах города, в офисе, в окружении близких людей или, наоборот, врагов. Эта молитва - прямая связь с Богом.
Молитва - это воздух, это радость, это полнота, но чтобы добиться такого ощущения нужен труд. Как за спиной мастера спорта стоят длительные тренировки, нагрузки, так и за спиной святого стоят навязчивые помыслы, усталость, усилия и еще раз усилия.
Только когда оно постоянное молитвенное правило, пусть правило Серафима Саровского, тогда будет потребность в молитве, не как “обязаловка”, а как необходимость, без которой уже не живется и не дышится.
Сначала человек желающий обрести этот молитвенный навык начинает с усилий, направленных на обязательное исполнение правила, а потом усилия, направленные на недопущения в молитве рассеянности, на молитву осмысленную, внимательную, без посторонних суетных помыслов.
Усталость, занятость, мелкие неурядицы, крупные ссоры, болезни, детские шалости , огороды никуда не денутся. Не пропадет и усталость, и измотанность, и суета… Важно только сделать это правило регулярно исполняемым, пусть оно будет небольшим, пусть четыре молитвы, две, пусть даже одна молитва. Только каждый день, даже если он будет для вас непривычным, неожиданным и неприятным на события, чрезмерную загруженность и неимоверную усталость. Но это будет лучше и действеннее, чем длинные, но читаемое время от времени.