Найти тему

Всё украли? Мифы о заимствованиях советского автопрома.

Последние 20-30 лет в среде автолюбителей (именно любителей, которые мало смыслят в том, о чём рассуждают) ходит много разговоров о стопроцентном копировании советским автопромом западных образцов, и отсутствию каких-либо своих разработок в серийном выпуске. Отчасти это имеет под собой основания. Дело в том, что первые образцы отечественных легковых автомобилей и грузовиков действительно были полными копиями своих иностранных прототипов. Примеров множество - АМО Ф15, первый грузовик завода, впоследствие известного как ЗиЛ, был копией грузовика Fiat 15 Ter, сборка которого некоторое время велась по лицензии. Впоследствии же в конструкцию было внесено множество изменений, тем не менее невозможно отрицать преемственности этих моделей. Также стоит отметить Завод имени Молотова (впоследствии ГАЗ), собиравший по лицензии и на оборудовании корпорации Ford Motors легковушки ГАЗ А, ГАЗ М1, грузовики ГАЗ АА и ААА. Это обстоятельство не просто бесспорно - оно совершенно не скрывалось, и даже обозначения моделей были аналогичными фордовским. В обозримом и близком нам прошлом можно рассмотреть Волжский автозавод, созданный при поддержке итальянского Fiat и выпускавшего длительное время по факту итальянский же Fiat 124 под индексом ВАЗ 2101 и множество, по сути, его рестайлингов, которые, почему-то АвтоВАЗ позиционировал как отдельные модели. Хотя даже в этом случае, даже у "копейки" и её "папы" Fiat 124 существует масса различий, внесённых в конструкцию ещё до начала выпуска. Это и конструкция двигателя, и конструкция задней подвески, и конструкция тормозов. Завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (в последствии АЗЛК) также производил клоны иностранных автомобилей. Начиная от самой первой модели КИМ-10, являющейся по факту сильно переработанным (но в основном сплагиаченным) Ford Perfect, заканчивая Москвичом 400, который являлся точной копией Opel Kadett K38, и даже создавался на вывезенном по репарации из Германии опелевском оборудовании. Однако, стоит всё же побороться за правду и рассмотреть некоторые откровенно подтянутые за уши аналогии.

ГАЗ М20 Победа vs Opel Kapitan

Многие утверждают, что Победа скопирована с Капитана. Однако, даже при беглом рассмотрении дизайна, такое утверждение представляется как минимум натянутым. У Победы - несущий кузов понтонного типа, Капитан - рамный с явно выраженными выступающими арками. Пожалуй лишь V-образное лобовое стекло и слегка похожая форма клиновидного капота делает эти автомобили немного похожими. Двигатель. массогабаритные характеристики, оформление салона, наконец внешний дизайн - всё абсолютно разное. При этом стоит учесть, что Победа создавалась в послевоенное время, и по сути была первым автомобилем, разработанным восстановленной промышленностью Советского Союза. Безусловно, с нуля такое не делается. Безусловно, общие тренды дизайна, какие-то отдельные конструктивные особенности схожи с основными трендами мирового автоконструирования тех лет. Но говорить о копировании в случае Победы, как минимум, не корректно.

ЗАЗ 965 vs Fiat 500

В этих автомобилях действительно сходств больше, чем различий. ЗАЗ 965 изначально создавался на АЗЛК, а вот для производства был перепрофилирован комбайновый завод в Запорожье. И создавался он явно с оглядкой на Fiat. Но именно с оглядкой. На самом деле в то время практически для всех микромобилей компоновка с задним расположением двигателя была общей. Однако, у Фиата подсмотрели общие черты дизайна (хотя сам дизайн невозможно назвать украденным), концепцию конструкции подвески (которая, тем не менее, была сильно доработана) и "самоубийственные" двери, открываемые против хода. Двигатели и трансмиссия этих автомобилей не имеет ничего похожего.

ЗАЗ 966 (и более поздние) vs NSU Prinz

Я действительно долго думал, что же в этих автомобилях схожего, кроме размера и класса. И наконец разглядел - форма выштамповок кузова и молдинг в районе "поясной линии". Больше НИ-ЧЕ-ГО. Это заимствование, копирование, плагиат? Абсолютно разные подвески. Разная компоновка (у Принца двигатель расположен поперёк), абсолютно разные двигатели, у которых даже разное количество цилиндров и охлаждение. А, вот ещё - форма бамперов. Да. Но что-то мне подсказывает, что можно найти ещё пару сотен моделей автомобилей тех лет с похожими бамперами.

ГАЗ 24 "Волга" и Ford Falcon

Простите, но это уже натягивание совы на глобус. Разные автомобили, с разными массогабаритными характеристиками, разными подвесками, трансмиссиями и моторами. А уж чтобы говорить о заимствовании дизайна надо быть слепым на оба глаза. Издали похожий дизайн решётки радиатора и дверных ручек - это ещё не заимствование.

Про другие подобные легенды можно говорить часами. Можно сравнивать отдельные элементы дизайна Москвича 408 и Опеля Кадет, можно рассматривать мотор УЗАМ-412 от Москвича и сравнивать его с BMW M10 - везде мы найдём и смутные сходства и радикальные различия. Вообще в мировом автопроме все всегда "подсматривали" друг за другом. С чистого листа не проектировался практически ни один автомобиль. Есть определённые тренды в дизайне (посмотрите на современные кроссоверы, например - кто у кого срисовывает?), есть определённое развитие технологий. И в целом - у всех автомобилей круглые колёса и в основном круглый руль. Тоже назовём плагиатом?\

Не распространяйте легенды. Техника - это прежде всего техника. Её надо знать, если уж о ней рассуждаете.