Безусловно, и 2022, и 2023 годы войдут в историю как период большого испытания и коренной перелома общественной жизни всей страны. Вдруг стало очевидным, что многое, на чем строилась новая Россия образца 1992 года, является нежизнеспособным.
Мечтали, что «заграница нам поможет» - получили по полной программе и слом экономики, и НАТ0 у границ. Ну сaнкции и прочие милые обещания «партнеров» прийти и не оставить от нашей страны камня на камне.
Взялись воспитывать здоровых потребителей, а не каких-нибудь там людей-творцов? Вот тебе, пожалуйста, молодые люди, штурмующие Верхний Ларс.
Заявили, что хотим отказаться от государственной опеки и жить своим «умом», получили прихватизацию и таких прохвостов у власти, что Остап Бендер по сравнению с ними выглядит как пушистый ягненок.
И теперь умные головы в столице задумались крепко, как быть в такой ситуации? Нужно же возвращаться к основам национального миропонимания, а как это сделать? Куда бежать? За какие спасительные ниточки хвататься?
Долго думали, решили патриотизм возрождать. Ввели в школах «Разговоры о важном». Правда, методички под них написали такие, что дети смеются, а учителя плачут. Ну ничего. Главное почин хороший.
Недавно решили Павку Корчагина в школьную программу по литературе вернуть. Заодно с «Молодой гвардией». Мол, будем воспитывать детей на высоких примерах самопожертвования и героизма.
Это здорово. Но вот беда: на следующей странице в том же учебнике улыбается нелживый Исаич с его ГУЛАГом и прочими изысканиями, а с ними еще пара других литераторов, у которых любовь к указанному периоду истории нашей страны явно не прослеживается.
Как с этим быть?
Тут уж либо Павка Корчагин и «Молодая гвардия», либо Солженицын с его ГУЛАГом. Это вместе даже в голове взрослого человека сочетается плохо, а что уж тут говорить о детях.
Да и поймут ли они подвиги Павки или ребят-молодогвардейцев?
Я однажды о «Молодой гвардии» студентам колледжа рассказала. Они услышали об этом впервые, поэтому спросили меня, а за что немцы так жестоко расправились с подпольщиками?
Я ответила, что просто программа у нацистов была такая. Так они решали вопрос с населением на оккупированных территориях.
По глазам студентов поняла, что они мне не поверили. Отнесли к разряду фантазий. Но, кажется, они просто не поняли сути поступков молодогвардейцев.
Ну зачем (по их мнению) было нужно писать листовки или вывешивать красный флаг на 7 ноября? Что это давало?
Да и себя они с этими ребятами не соотносили. Мол, мы сейчас живем в 21 веке, а те были тогда. Как будто речь идет о какой-то очень далекой войне. Что-то вроде войны 1812 года или баталий Петра I.
Единственно, о чем они пожалели, так это о том, что «всех убили». Но это уби_йство рассматривалось, скорее, как трагическое стечение обстоятельств. Так мы сегодня сожалеем о жертвах Д ТП.
Поэтому не знаю, поможет ли нам сегодня роман «Молодая гвардия».
У меня самой любовь к Родине формировалась тяжело и трудно. И это было, скорее, вопреки обстоятельствам последних 30 лет жизни, общественному воспитанию и тому, что я видела вокруг.
Что повлияло на это?
В первую очередь, моя семья, потом произведения литературы, бесконечный интерес к истории, люди, сохраняющие в своих сердцах тайное уважение к своей стране.
А еще в какой-то момент я поняла, что вне Родины жить никогда не смогу. Меня просто не будет.
Здесь и ширь родной природы, и красота культуры, и мировоззрение народа. И та самая загадка русской души… Это все то самое «родное и близкое».
А еще я знаю, что все разговоры про русское варварство, деспотизм и неумение построить нормальную жизнь для людей – это не правда. Потому что в каждом государстве есть свои достижения и недостатки.
Западный мир много говорит о свободе, но люди там тоже живут в узких рамках того, что можно и нельзя делать. Просто этот мир умеет оборачивать себя в более красивые «фантики».
Да конкуренцию наций еще никто не отменял.
И если мы сдадимся и признаем, что ничегошеньки не умеем сами, то потерям свою страну. И здесь будут жить уже другие народы.
Это, как мне кажется, и нужно объяснять молодежи. Но сначала разобраться с тем, какое государство мы строим, какую идеологию берем за основу, куда идем и что для нас является целью.
Так что работы впереди предстоит еще очень много.