«Это все, конечно, очень хорошо. Исследования там всякие, - заметит читатель по итогам вчерашнего поста, - Счастливее то как стать?».
Самый простой вариант – что-то себе купить, съесть, развлечься. Настроение поднимается. Опускается – повторяем цикл.
Только вот затем возникает привычка. Поддержание удовольствия требует увеличения стимуляции. Попытка сохранить достигнутый уровень счастья приводит нас на гедонистическую беговую дорожку. Есть больше, покупать чаще. А когда мы сходим с нее – настроение опять сползает к нашей индивидуальной «точке счастья».
А она, согласно исследованиям Любомирски, на 50% обусловлена генетикой, на 10% - внешними обстоятельствами. Но оставшаяся 40% - в наших лапках.
Итак, как изменить "заданный по умолчанию" уровень собственного эмоционального фона.
· Фокусируемся на том, что делаем. На процессе, а не ожидании результата.
· Создаем искусственный дефицит удовольствий, переключаясь с одного на другой. Цветы каждый день - надоедают быстро. Цветы время от времени радуют гораздо больше.
· Тратим силы на приобретение впечатлений, а не вещей.
· Заставляем себя поступать по-другому в привычных ситуациях
· Никогда не считаем, что «все предопределено».
А еще - сознательно фокусируемся на положительных моментах. Даже самых маленьких. Чем больше поводов для радости находим – тем сложнее мозгу привыкнуть к ним.
Особенно важно в личной жизни. Например, в период влюблённости достоинства партнера очевидны. И мы решаем, что так будет всегда. Не будет. Через несколько лет надо осознанно обращать внимание – чем же замечателен наш избранник.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
мой телеграм-канал с самыми актуальными постами: https://t.me/marketpsy
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года в России по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты