В 1990-е русский рок стал оформляться в отдельный жанр. Одной из важных вех в его формировании стал «Дурень», один из самых комформистских и моих нелюбимых альбомов «Алисы».
Сложно представить себе лонгплей, который бы давал наименьшее представление о предмете новому человеку, чем «Дурень» (ладно, есть еще – «Jazz», о нем тоже скоро напишу). Но есть важный аргумент - на нем одна из самых известных песен группы!
По этой же причине и у меня «Дурень» был среди первых альбомов (после «Солнцеворота» и «БлокАды»). Увы, но «Трасса Е-95» в сборник «Легенды русского рока» не вошла и он заканчивался на периоде «Черной Метки». Помню покупал кассету на книжной ярмарке в «Олимпийском» (как и многие другие рок-артефакты юности).
О чем «Дурень»? Это альбом о пути. Вопрос актуальный не только для России девяностых, но и для русских рокеров в частности – Совок рухнул, тур «Голосуй или проиграешь» откатан (Россия более-менее в безопасности), трагические повороты внутри коллектива и накркотическая зависимость преодолены, Бог найден, жизнь устроена. Что дальше?
Вопросы на эти ответы и ищет Константин Евгениевич сотоварищи…
На самом деле недавно задумался, что для меня «Дурень» делится на 2 примерно равные части – «невыносимая» и «симпатичная». Начнем с первой категории.
«Печать зверя» - нудный прогон, песня никогда не нравилась, но в контексте «Алисы» важна тем что обозначила эсхаталогически-христианскую линию в творчестве (хотя и до этого были как минимум 2 песни по теме – «Движение вспять», «Земля»). «Дурак и Солнце» - песня от которой как мне кажется пошла деградация Кинчевской словесности. Да и в целом непонятно зачем было сочинять продолжение к «Дураку» с «Черной Метки».
«Мама» для меня квинтиссенция заунывного, «под водочку», задушевного русского рока 90-х, который я не переношу. Но помню, что зато на гитаре ее можно было играть без барре! «Пляс Сибири» - никогда не нравилась, хотя я и с сибирскими корнями.
«Rock’n’Roll – это не работа» - ключевая песня с альбома в плане концепции и посыл мне ее близок (по сути переработка пословицы «найди любимое дело и не будешь работать ни дня»), но никогда не нравилась. Мне вообще кажется ни одна песня Кинчева, где в названии есть «Rock’n’Roll» не заходит.
Теперь «симпатичная»
«Все решено» - хороший русский рок о выборе пути, тоже кстати важная Кинчевская тема, еще со времен «Энергии» (даже с «Нервной ночи»). «Синий дым» - довольно эпичная концовка альбома, в классическом разудалом стиле группы, балансирующая между арт- и хард-роком. Видимо колкое замечание покойного друга Кости Рикошета про стиль альбома, как «помесь Guns N' Roses c Надеждой Бабкиной», исходит из противопоставления «Мамы» и этого номера.
«Осеннее солнце» - пожалуй моя любимая песня «Алисы», но в версии с «Шестого Лесничего». Кстати, это тот редкий случай когда больше нравится не первый услышанный вариант песни. Но вот после сериала «Король и Шут» я переслушал ее (под нее Горшок знакомится со второй женой) и понял, что версия с «Дурня» тоже великолепная, просто другая. Так что теперь люблю обе версии (забавно но с первой женой Горшок знакомится в сериале сразу после разговора и прослушивания «Алисы», а Князь впервые видит свою жену в балахоне с «Дурнем»).
И вот мы подобрались к песне, которая стала для меня особенной - «Трасса Е-95». Никогда бы не подумал, что одна из самых попсовых песен «Алисы» окажется связана с моей судьбой напрямую! Как и Кинчев я москвич, в жизнь которого прочно вошел Питер. Однако я пошел дальше кумира и в городе Петра осел.
Кстати, в Москве мы с ним тоже соседи - оба из СВАО, я вырос в Отрадном, а он в Алексеевском (район ВДНХ если по-простому). «Дом на куриных ножках» на Проспекте Мира - дом где жил Кинчев.
«Дурень» - один из самых нерепрезентативных альбомов группы. По меркам «Алисы» он объективно вялый. Не зря сразу после него был выпущен концертник «Пляс Сибири на берегах Невы». Впрочем, мне кажется он мало что изменил. Еще часть песен с «Дурня» есть на официальном лайве «Алиса на Шаболовке», но он больше считается концертной версией «Черной метки».
Кстати, благодаря сведению этого концертника, в группе появился новый участник - гитарист Евгений Левин, о котором я упоминал в статье про «Ели мясо мужики». Ранее он играл в группе «НЭП». Он останется участником «Алисы» практически до конца десятых.
Итак, «Дурень» - очень неровный и мутный альбом. Его бы я не рекомендовал слушать человеку, который хочет ознакомиться с тем, что в целом представляет из себя группа. Гораздо лучше для этого подойдут «БлокАда», «Шестой Лесничий» или «Шабаш». Для людей с инди-бекграундом хорошим вариантом будет «Энергия».
Но буду справедлив - одна из немногих народных песен группы именно с «Дурня». Она же одна из моих самых сокровенных. Плюс на нем моя любимая песня «Алисы», пусть и в другой версии. Так, что может сподоблюсь и пополню однажды коллекцию и этой записью. Или хотя бы просто погуляю по Ваське в сторону местных «домов на куриных ножках» (у метро «Проморская») и послушаю «симпатичную» часть одного из ключевых рускорокерских альбомов девяностых. Хой.
А как вы относитесь к «Дурню»? Пишите в камменты!
Читать еще:
ТОП альбомов "Алисы" по версии "Серцельва" https://dzen.ru/a/ZCRbs0uIAHzO65jS?share_to=link
«Нервная Ночь»: Доктор Кинчев в поисках «Энергии»: https://dzen.ru/a/Y_8HpsMJI2Tzx9vi?share_to=link
"Кривозеркалье": "Алиса" без Кинчева в поисках "Энергии" https://dzen.ru/a/ZBVujOfxUB78c-q7?share_to=link
Алиса «БлокАда»: Это про 2023? https://dzen.ru/a/Y_XQqVk7mG5Mk-y_?share_to=link
«Алиса» 80-х: Пост-панк, нью-вейв и никакого «Неба славян» https://dzen.ru/a/Y-KiKB0omW1OC8Pt?share_to=link
ТОП-6 действительно великих альбомов «Алисы» https://dzen.ru/a/ZAb5TXnRki-Tn-tx?share_to=link
"Небо славян": Вторая волна популярности "Алисы" и ее последствия https://dzen.ru/a/ZCBEGHjZNkVHxeeF?share_to=link
«Статья 206 ч. 2»: Очаровательный хулиган-аутсайдер в дискографии «Алисы» https://dzen.ru/a/ZDK0sLKD3l-dxNtP?share_to=link
«Солнцеворот»: Самый бескомпромиссный альбом «Алисы»