Найти тему
СПЕКТР АУТИЗМА

Приучение ребенка с аутизмом к туалету

Оглавление

Научить ребенка пользоваться туалетом, не совсем простая задача, а обучить данному навыку ребенка с аутизмом еще сложнее. Как мы знаем, детям с расстройствами статистического спектра (РАС) может потребоваться гораздо больше времени, чтобы овладеть многими повседневными навыками, в результате чего приучение к туалету в том числе способно занять особых усилий.

Многочисленные проблемные факторы, сюда относятся и сенсорные, препятствуют освоению туалетного навыка. Иногда у детей недостаточно развиты двигательные функции, в то время как другие когнитивно не способны распознать потребности, чтобы воспользоваться ванной. Некоторые не могут сообщить (вербально/невербально) о нужде сходить в туалет. Поэтому важно учитывать эти нюансы, прежде чем принимать решение о приучении ребенка с аутизмом к туалету.

Родители и лица, осуществляющие уход за детьми в аутистическом спектре, не должны слишком переживать из-за проблем туалетного тренинга, ибо для каждой сложности всегда есть свое решение.

Возможно ли ребенка с РАС приучить к горшку?

Да, возможно, но. Если у него нет каких-то иных проблем со здоровьем,которые усложняют или не позволяют осуществить этот процесс.

Перечислим некоторые возможные симптомы:

  • резкий неприятный запах мочи;
  • слишком частое или редкое мочеиспускание;
  • неспособность удерживать мочу;
  • наблюдение болевого дискомфорта при мочеиспускании или опорожнения кишечника;
  • стул, который на вид является мелким, твердым, сухим и т. д.
  • испражнение менее двух раз в неделю.

Перед началом туалетного обучения необходимо, чтобы врачи исключили серьезные нарушения в здоровье ребенка.

В каком возрасте можно приучать ребенка с аутизмом к горшку?

Не существует какого-либо точного определенного возраста для наработки данного навыка, так как у каждого ребенка разные умения и потребности. Вместо того, чтобы зацикливаться на возрасте и винить себя, сосредоточьтесь на его возможностях. Ниже приведены пять вопросов, которые смогут помочь определиться, готов ли ребенок к туалету.

  1. Обладает ли ребенок мелкой и крупной моторикой для выполнения процедуры туалета?
  2. Может ли ребенок снять и надеть штаны (нижнее белье) самостоятельно?
  3. Владеет ли ребенок навыками физической имитации?
  4. Может ли ребенок определить, где находится его ванная комната?
  5. Способен ли ребенок сидеть на унитазе (горшке) без сопротивления?

Теперь рассмотрим некоторые признаки, что ребенок с РАС готов к туалетному тренингу.

  1. Ребенку не нравится ощущение мокрого белья или подгузника, при этом он будет демонстрировать дискомфорт всеми возможными ему способами.
  2. Проявляет интерес к унитазу (горшку), наливая туда воду или спуская ее. Наблюдает, как пользуются туалетом взрослые.
  3. Попросит или возьмет чистое белье (подгузник).

Успешное приучение аутичного ребенка, требует тщательного планирования. Неподготовленность может привести лишь к разочарованию как самих родителей, так и ребенка. Научение происходит поэтапно, при чем первые два являются стадией разработки и стадией настройки.

  1. Этап разработки или планирования.

Здесь вам необходимо подготовить инструменты для положительного опыта. Перечислим 10 основных предметов перед началом приучения:

  1. Накладка для унитаза и специальная подножка лестница
  2. Большое количество нижнего белья (подгузников) с любимыми персонажами ребенка
  3. Таймер
  4. Салфетки
  5. Поощрения в виде обожаемых вкусняшек ребенка
  6. Визуальная поддержка — создайте пошаговую зрительную последовательность инструкции посещения туалета с реальными фотографиями или с помощью значков системы обмена изображениями (PECS)
  7. Подготовить коробку с интересными ребенку вещами или игрушками, чтобы занять его время, пока он сидит на унитазе
  8. Создайте отдельный контейнер с самыми желаемыми поощрениями, чтобы ребенок имел к ним доступ только после успешного выполненного действия с туалетом, но не имел свободного доступа к нему в течение всего дня
  9. Составьте табличку данных — в какое время ребенок ходит в туалет, если М — мокрый, С — сухой, ОК — опорожнение кишечника
  10. Найдите или создайте самостоятельно интересную социальную историю похода в туалет
  11. Этап настройки

Как только собраны элементы первого этапа, переходим ко второму.

Выберете одну туалетную комнату в доме и обозначьте ее как учебную (если их более одной). Сделайте ее привлекательной для ребенка с помощью:

  • специальной накладки для унитаза и подножника;
  • разместите в этой комнате нижнее белье (запас), салфетки и таймер;
  • поставьте коробку с игрушками для занятий в пределах досягаемости ребенка;
  • контейнер с подкреплениями наоборот, необходимо спрятать;
  • расположите визуальную последовательность так, чтобы ее мог видеть ребенок;
  • закрепите таблицу данных с обратной стороны двери туалета.
  1. Этап приучения к туалету

Этап реализации — это третий шаг в процессе приучения к туалету. Важно помнить, что данный этап требует времени, структуры, последовательности и большого терпения. Чем более организованнее и систематичнее будут дети с аутизмом, тем большего успеха они добьются в усвоении нового навыка.

Для начала определитесь и назначьте дату туалетного тренинга. Важно, чтобы в эти дни у ребенка не было запланировано каких-либо мероприятий, интенсивных занятий, поездок и т.п. Рекомендуемое время — весенние каникулы или начало летнего периода.

Как только выбрали дату, начните готовить своего ребенка за неделю до этого, создав визуальный календарь обратного отсчета и рассматривайте с ним социальные истории похода в туалет.

Начинать процесс приучения к горшку или унитазу необходимо с утра, устроив «прощальную вечеринку подгузникам». Снимите их с ребенка, сказав в веселом позитивном ключе «Пока, пока подгузники, привет, привет трусишки!» (примерно). Каждый раз поощряйте ребенка за то, что он остается сухим. Показывайте ему контейнер с поощрениями и объясняйте, что он их получит только, когда сходит на горшок (унитаз).

Примечание: во время туалетного тренинга, пока ребенок с аутизмом успешно не овладеет этим навыком,чтобы оставаться сухим в течение дня, подгузник допускается надевать во время прогулок и сна.

Как только ребенок согласился надеть нижнее белье, приступайте к описанным ниже шагам:

Шаг 1. Побуждайте ребенка больше пить жидкости в течение дня, кушать водянистые фрукты, овощи или продукты. Если есть проблемы с питьем, предлагайте соленую пищу.

Шаг 2. Установите таймер на 20 минут и выводите ребенка посидеть на унитазе (горшке) через каждые 20 мин. Отмечайте время похода в туалет и каким был его успех: М=мокрый, С=сухой или ОК=опорожнение кишечника. Не расстраивайтесь, если у ребенка случился промах. Ни в коем случае не ругайте и не попрекайте его за это. Спокойно усадите его на унитаз (горшок), снимите испачканное белье, нейтральным голосом скажите, что это произошло случайно, а остальное смоем в унитаз. Достаньте сухое свежее белье и переоденьте ребенка, дайте ему потрогать его, что оно сухое. Не забывайте хвалить ребенка за сухую одежду или за надлежащее поведение в туалете (на горшке).

Шаг 3. Как только ребенок оказался на унитазе (горшке), установите таймер на 5 минут. Развлеките его, предложив поиграть или почитав книжку. Если ребенок добился успехов, похвалите и незамедлительно подкрепите это поощрением. Затем завершите поход в туалет гигиеническими процедурами. Если у ребенка ничего не получается, попросите его потрогать свое белье и напомните, что оно сухое.

Запишите в таблицу данных, если у ребенка отсутствует успех (-) или успех (+).

Шаг 4. Повторяйте процедуру туалета до отхода к ночному сну. Через пару дней тренировок начнет укрепляться новый навык. После трех дней необходимо снизить количество употребляемой жидкости, одновременно увеличивайте промежуток времени похода в туалет от 20 минут до 30 минут, потом до 45 минут и т. д. Чем больше у вашего ребенка положительных достижений, чем меньше промахов, тем успешнее происходит приучение к туалету.

Дополнительные советы приучения к туалету

Как только ребенок с РАС достигнет успехов похода в туалет по назначению в 80% из 100% (или в 8 случаев из 10) на протияжении недели, переходите к обучению остальных нужных навыков личной гигиены.

  1. Учите ребенка проситься в туалет

Независимо от того, являются ли дети с аутизмом вербальными или невербальными, их важно учить просьбам (манд рациям), в данном случае — проситься в туалет. Существуют разные способы информирования:

  • вербальный — научить говорить сложными фразами или лепетным словам, цель, сообщить о потребности. Оттачивание речевых фонем, второстепенная задача. Например: «туалет», «хочу пи-пи», «пи-пи», «а-а».
  • символы — обучить ребенка жестовым сигналам
  • PECS
  • письменно или печатью

Если ребенок спонтанно произносит слово, показывает жестом или иным методом, связанное с желанием сходить в туалет, незамедлительно отложите все дела и отведите его в ванную комнату, не забудьте подкрепить это поведение поощрением.

  1. Самостоятельность

Как только ребенок уверенно начинает выполнять свои «маленькие» и «большие» дела в туалете, снижайте интенсивность помощи и подсказок, поощрение выдавая при этом только после самостоятельного похода. Затем начинайте обучать ребенка личной гигиене, как завершение «важных дел» на унитазе (горшке), а именно пользоваться туалетной бумагой (салфетками), мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем и т.д.

Ни в коем случае не стоит одновременно учить использования туалета и мытье рук. Все должно быть последовательно. Сначала туалетный навык до самостоятельности, затем учим вытираться и пользоваться краном с водой. Обучение не должно превратиться в непосильное испытание для ребенка, иначе возникнет огромное количество ошибок и неудач, что демотивирует его (читайте про безошибочное обучение с подкреплением).

  1. Обобщение

У детей с аутизмом в большинстве случаев имеются проблемы с генерализацией навыка. Поэтому как только ребенок уверенно и самостоятельно обучился туалету дома, начните расширять условия,т.е. Поход в туалет в торговом центре, кафе, гостях и т. п.

Какие вопросы и проблемы могут возникнуть на пути к приучению похода в туалет (на горшок):

  1. Что делать, если мой ребенок с РАС боится унитаза (горшка), не хочет на него садиться или приближаться?

Если ребенок с аутизмом боится непосредственно горшка, стоит попробовать начинать сразу с унитаза.

Если ребенок боится заходить в туалет, но не боится горшка, возможно побороть страх, переставляя горшок все ближе к туалетной комнате, в итоге переставив горшок полностью туда.

Если ребенок боится и уборной, и горшка (унитаза), необходимо начать постепенное привыкание с подкреплением. Например, подошел близко, поощрение, потрогал,поощрение, зашел, поощрение и т. д.

Также страх похода в туалет может быть связан с сенсорной гиперчувствительностью и обуславливанием. Обратите внимание на звуки, свет,предметы и запахи. Исключите все то, что может пугать ребенка. Возможно использование шумоподавляющих наушников.

Данный процесс может занять огромное количество времени, но не стоит отчаиваться. При постоянном соблюдении последовательности и попыток, у вас все получится.

  1. Что делать, если мой ребенок испытывает чрезмерный интерес к пользованию туалетом?

Помогите ребенку с использованием визуальных подсказок и историй, когда можно ходить в туалет, а когда нет. В крайних случаях повесьте знак «Стоп» на дверь или запирайте ее на замок, пока интерес не по назначению не угаснет.

  1. Что делать, если ребенок играет с туалетной бумагой?

Если аутичный ребенок играет с туалетной бумагой, храните ее в недоступном месте и выдавайте только во время посещения туалета. Учите ребенка использовать бумагу (салфетки) по целевому назначению. Через социальные истории или подсказки.

  1. Что делать, если мой ребенок играет со сливным бочком?

Игра с туалетной водой означает, что у ребенка есть сенсорные потребности, которые не удовлетворяются. Устройте в своем доме места, где бы ребенок смог спокойно играть с водой: раковина, ванная, таз, мини бассейн и т. д.

Дети, играющие с туалетной водой, не готовы к туалетному тренингу. Сначала они должны прекратить это делать в туалете, и начать в разрешенных местах и условиях.

  1. Что делать, если ребенок боится испражняться в унитаз (горшок) и у него начинаются запоры на этой почве?

Очень часто дети с аутизмом задерживают «итоги работы кишечника» сидя на горшке или унитазе, протестуют и требуют надеть памперсы (белье). Не падайте духом, ведь приучение ребенка по-маленькому и по-большому — это абсолютно разные вещи. Сначала учим ходить по-маленьким делам, с 90% успешными итогами, а потом переходим к большим делам. Процесс приучения такой же, как описан выше. Только помимо большого количества жидкости,добавьте пищу богатую клетчаткой.

Если ребенок продолжает страдать от запоров, обязательно обратитесь к врачу перед началом туалетного тренинга. Исключите все возможные проблемы с ЖКТ, это важнее.

  1. Что делать, если моему сыну с РАС сложно стоять при хождении по-маленькому?

Если ваш сын привык ходить по-маленькому сидя, вы можете научить его делать это стоя, предоставив соответствующую наглядную схему. Если он не хочет или боится прикасаться к своим половым местам, привлеките к обучению доверенного члена семьи мужского пола (отец,брат, дедушка, дядя), чтобы показать реальным примером, как необходимо направлять в унитаз. При этом будет не лишним фокус с цветной бумагой в унитазе или бумажным корабликом (пример), для побуждения к действию и тренировки меткости.

Вывод

Приучение детей с аутизмом способно занять немалое количество времени. Пока ребенок добивается в преобладающем соотношении положительного прогресса, продолжайте обучение. Но, если в течение недели у ребенка больше промахов и сопротивлений, прекратите тренировки. Это признак того, что он пока не готов к туалетному тренингу. Сделайте временной перерыв, минимум на три месяца, затем возобновите попытки. Настройте себя только на то, что вы готовы к этому непростому пути, это весомая значимая часть обучения любому навыка особенных детей.