Научить ребенка пользоваться туалетом, не совсем простая задача, а обучить данному навыку ребенка с аутизмом еще сложнее. Как мы знаем, детям с расстройствами статистического спектра (РАС) может потребоваться гораздо больше времени, чтобы овладеть многими повседневными навыками, в результате чего приучение к туалету в том числе способно занять особых усилий.
Многочисленные проблемные факторы, сюда относятся и сенсорные, препятствуют освоению туалетного навыка. Иногда у детей недостаточно развиты двигательные функции, в то время как другие когнитивно не способны распознать потребности, чтобы воспользоваться ванной. Некоторые не могут сообщить (вербально/невербально) о нужде сходить в туалет. Поэтому важно учитывать эти нюансы, прежде чем принимать решение о приучении ребенка с аутизмом к туалету.
Родители и лица, осуществляющие уход за детьми в аутистическом спектре, не должны слишком переживать из-за проблем туалетного тренинга, ибо для каждой сложности всегда есть свое решение.
Возможно ли ребенка с РАС приучить к горшку?
Да, возможно, но. Если у него нет каких-то иных проблем со здоровьем,которые усложняют или не позволяют осуществить этот процесс.
Перечислим некоторые возможные симптомы:
- резкий неприятный запах мочи;
- слишком частое или редкое мочеиспускание;
- неспособность удерживать мочу;
- наблюдение болевого дискомфорта при мочеиспускании или опорожнения кишечника;
- стул, который на вид является мелким, твердым, сухим и т. д.
- испражнение менее двух раз в неделю.
Перед началом туалетного обучения необходимо, чтобы врачи исключили серьезные нарушения в здоровье ребенка.
В каком возрасте можно приучать ребенка с аутизмом к горшку?
Не существует какого-либо точного определенного возраста для наработки данного навыка, так как у каждого ребенка разные умения и потребности. Вместо того, чтобы зацикливаться на возрасте и винить себя, сосредоточьтесь на его возможностях. Ниже приведены пять вопросов, которые смогут помочь определиться, готов ли ребенок к туалету.
- Обладает ли ребенок мелкой и крупной моторикой для выполнения процедуры туалета?
- Может ли ребенок снять и надеть штаны (нижнее белье) самостоятельно?
- Владеет ли ребенок навыками физической имитации?
- Может ли ребенок определить, где находится его ванная комната?
- Способен ли ребенок сидеть на унитазе (горшке) без сопротивления?
Теперь рассмотрим некоторые признаки, что ребенок с РАС готов к туалетному тренингу.
- Ребенку не нравится ощущение мокрого белья или подгузника, при этом он будет демонстрировать дискомфорт всеми возможными ему способами.
- Проявляет интерес к унитазу (горшку), наливая туда воду или спуская ее. Наблюдает, как пользуются туалетом взрослые.
- Попросит или возьмет чистое белье (подгузник).
Успешное приучение аутичного ребенка, требует тщательного планирования. Неподготовленность может привести лишь к разочарованию как самих родителей, так и ребенка. Научение происходит поэтапно, при чем первые два являются стадией разработки и стадией настройки.
- Этап разработки или планирования.
Здесь вам необходимо подготовить инструменты для положительного опыта. Перечислим 10 основных предметов перед началом приучения:
- Накладка для унитаза и специальная подножка лестница
- Большое количество нижнего белья (подгузников) с любимыми персонажами ребенка
- Таймер
- Салфетки
- Поощрения в виде обожаемых вкусняшек ребенка
- Визуальная поддержка — создайте пошаговую зрительную последовательность инструкции посещения туалета с реальными фотографиями или с помощью значков системы обмена изображениями (PECS)
- Подготовить коробку с интересными ребенку вещами или игрушками, чтобы занять его время, пока он сидит на унитазе
- Создайте отдельный контейнер с самыми желаемыми поощрениями, чтобы ребенок имел к ним доступ только после успешного выполненного действия с туалетом, но не имел свободного доступа к нему в течение всего дня
- Составьте табличку данных — в какое время ребенок ходит в туалет, если М — мокрый, С — сухой, ОК — опорожнение кишечника
- Найдите или создайте самостоятельно интересную социальную историю похода в туалет
- Этап настройки
Как только собраны элементы первого этапа, переходим ко второму.
Выберете одну туалетную комнату в доме и обозначьте ее как учебную (если их более одной). Сделайте ее привлекательной для ребенка с помощью:
- специальной накладки для унитаза и подножника;
- разместите в этой комнате нижнее белье (запас), салфетки и таймер;
- поставьте коробку с игрушками для занятий в пределах досягаемости ребенка;
- контейнер с подкреплениями наоборот, необходимо спрятать;
- расположите визуальную последовательность так, чтобы ее мог видеть ребенок;
- закрепите таблицу данных с обратной стороны двери туалета.
- Этап приучения к туалету
Этап реализации — это третий шаг в процессе приучения к туалету. Важно помнить, что данный этап требует времени, структуры, последовательности и большого терпения. Чем более организованнее и систематичнее будут дети с аутизмом, тем большего успеха они добьются в усвоении нового навыка.
Для начала определитесь и назначьте дату туалетного тренинга. Важно, чтобы в эти дни у ребенка не было запланировано каких-либо мероприятий, интенсивных занятий, поездок и т.п. Рекомендуемое время — весенние каникулы или начало летнего периода.
Как только выбрали дату, начните готовить своего ребенка за неделю до этого, создав визуальный календарь обратного отсчета и рассматривайте с ним социальные истории похода в туалет.
Начинать процесс приучения к горшку или унитазу необходимо с утра, устроив «прощальную вечеринку подгузникам». Снимите их с ребенка, сказав в веселом позитивном ключе «Пока, пока подгузники, привет, привет трусишки!» (примерно). Каждый раз поощряйте ребенка за то, что он остается сухим. Показывайте ему контейнер с поощрениями и объясняйте, что он их получит только, когда сходит на горшок (унитаз).
Примечание: во время туалетного тренинга, пока ребенок с аутизмом успешно не овладеет этим навыком,чтобы оставаться сухим в течение дня, подгузник допускается надевать во время прогулок и сна.
Как только ребенок согласился надеть нижнее белье, приступайте к описанным ниже шагам:
Шаг 1. Побуждайте ребенка больше пить жидкости в течение дня, кушать водянистые фрукты, овощи или продукты. Если есть проблемы с питьем, предлагайте соленую пищу.
Шаг 2. Установите таймер на 20 минут и выводите ребенка посидеть на унитазе (горшке) через каждые 20 мин. Отмечайте время похода в туалет и каким был его успех: М=мокрый, С=сухой или ОК=опорожнение кишечника. Не расстраивайтесь, если у ребенка случился промах. Ни в коем случае не ругайте и не попрекайте его за это. Спокойно усадите его на унитаз (горшок), снимите испачканное белье, нейтральным голосом скажите, что это произошло случайно, а остальное смоем в унитаз. Достаньте сухое свежее белье и переоденьте ребенка, дайте ему потрогать его, что оно сухое. Не забывайте хвалить ребенка за сухую одежду или за надлежащее поведение в туалете (на горшке).
Шаг 3. Как только ребенок оказался на унитазе (горшке), установите таймер на 5 минут. Развлеките его, предложив поиграть или почитав книжку. Если ребенок добился успехов, похвалите и незамедлительно подкрепите это поощрением. Затем завершите поход в туалет гигиеническими процедурами. Если у ребенка ничего не получается, попросите его потрогать свое белье и напомните, что оно сухое.
Запишите в таблицу данных, если у ребенка отсутствует успех (-) или успех (+).
Шаг 4. Повторяйте процедуру туалета до отхода к ночному сну. Через пару дней тренировок начнет укрепляться новый навык. После трех дней необходимо снизить количество употребляемой жидкости, одновременно увеличивайте промежуток времени похода в туалет от 20 минут до 30 минут, потом до 45 минут и т. д. Чем больше у вашего ребенка положительных достижений, чем меньше промахов, тем успешнее происходит приучение к туалету.
Дополнительные советы приучения к туалету
Как только ребенок с РАС достигнет успехов похода в туалет по назначению в 80% из 100% (или в 8 случаев из 10) на протияжении недели, переходите к обучению остальных нужных навыков личной гигиены.
- Учите ребенка проситься в туалет
Независимо от того, являются ли дети с аутизмом вербальными или невербальными, их важно учить просьбам (манд рациям), в данном случае — проситься в туалет. Существуют разные способы информирования:
- вербальный — научить говорить сложными фразами или лепетным словам, цель, сообщить о потребности. Оттачивание речевых фонем, второстепенная задача. Например: «туалет», «хочу пи-пи», «пи-пи», «а-а».
- символы — обучить ребенка жестовым сигналам
- PECS
- письменно или печатью
Если ребенок спонтанно произносит слово, показывает жестом или иным методом, связанное с желанием сходить в туалет, незамедлительно отложите все дела и отведите его в ванную комнату, не забудьте подкрепить это поведение поощрением.
- Самостоятельность
Как только ребенок уверенно начинает выполнять свои «маленькие» и «большие» дела в туалете, снижайте интенсивность помощи и подсказок, поощрение выдавая при этом только после самостоятельного похода. Затем начинайте обучать ребенка личной гигиене, как завершение «важных дел» на унитазе (горшке), а именно пользоваться туалетной бумагой (салфетками), мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем и т.д.
Ни в коем случае не стоит одновременно учить использования туалета и мытье рук. Все должно быть последовательно. Сначала туалетный навык до самостоятельности, затем учим вытираться и пользоваться краном с водой. Обучение не должно превратиться в непосильное испытание для ребенка, иначе возникнет огромное количество ошибок и неудач, что демотивирует его (читайте про безошибочное обучение с подкреплением).
- Обобщение
У детей с аутизмом в большинстве случаев имеются проблемы с генерализацией навыка. Поэтому как только ребенок уверенно и самостоятельно обучился туалету дома, начните расширять условия,т.е. Поход в туалет в торговом центре, кафе, гостях и т. п.
Какие вопросы и проблемы могут возникнуть на пути к приучению похода в туалет (на горшок):
- Что делать, если мой ребенок с РАС боится унитаза (горшка), не хочет на него садиться или приближаться?
Если ребенок с аутизмом боится непосредственно горшка, стоит попробовать начинать сразу с унитаза.
Если ребенок боится заходить в туалет, но не боится горшка, возможно побороть страх, переставляя горшок все ближе к туалетной комнате, в итоге переставив горшок полностью туда.
Если ребенок боится и уборной, и горшка (унитаза), необходимо начать постепенное привыкание с подкреплением. Например, подошел близко, поощрение, потрогал,поощрение, зашел, поощрение и т. д.
Также страх похода в туалет может быть связан с сенсорной гиперчувствительностью и обуславливанием. Обратите внимание на звуки, свет,предметы и запахи. Исключите все то, что может пугать ребенка. Возможно использование шумоподавляющих наушников.
Данный процесс может занять огромное количество времени, но не стоит отчаиваться. При постоянном соблюдении последовательности и попыток, у вас все получится.
- Что делать, если мой ребенок испытывает чрезмерный интерес к пользованию туалетом?
Помогите ребенку с использованием визуальных подсказок и историй, когда можно ходить в туалет, а когда нет. В крайних случаях повесьте знак «Стоп» на дверь или запирайте ее на замок, пока интерес не по назначению не угаснет.
- Что делать, если ребенок играет с туалетной бумагой?
Если аутичный ребенок играет с туалетной бумагой, храните ее в недоступном месте и выдавайте только во время посещения туалета. Учите ребенка использовать бумагу (салфетки) по целевому назначению. Через социальные истории или подсказки.
- Что делать, если мой ребенок играет со сливным бочком?
Игра с туалетной водой означает, что у ребенка есть сенсорные потребности, которые не удовлетворяются. Устройте в своем доме места, где бы ребенок смог спокойно играть с водой: раковина, ванная, таз, мини бассейн и т. д.
Дети, играющие с туалетной водой, не готовы к туалетному тренингу. Сначала они должны прекратить это делать в туалете, и начать в разрешенных местах и условиях.
- Что делать, если ребенок боится испражняться в унитаз (горшок) и у него начинаются запоры на этой почве?
Очень часто дети с аутизмом задерживают «итоги работы кишечника» сидя на горшке или унитазе, протестуют и требуют надеть памперсы (белье). Не падайте духом, ведь приучение ребенка по-маленькому и по-большому — это абсолютно разные вещи. Сначала учим ходить по-маленьким делам, с 90% успешными итогами, а потом переходим к большим делам. Процесс приучения такой же, как описан выше. Только помимо большого количества жидкости,добавьте пищу богатую клетчаткой.
Если ребенок продолжает страдать от запоров, обязательно обратитесь к врачу перед началом туалетного тренинга. Исключите все возможные проблемы с ЖКТ, это важнее.
- Что делать, если моему сыну с РАС сложно стоять при хождении по-маленькому?
Если ваш сын привык ходить по-маленькому сидя, вы можете научить его делать это стоя, предоставив соответствующую наглядную схему. Если он не хочет или боится прикасаться к своим половым местам, привлеките к обучению доверенного члена семьи мужского пола (отец,брат, дедушка, дядя), чтобы показать реальным примером, как необходимо направлять в унитаз. При этом будет не лишним фокус с цветной бумагой в унитазе или бумажным корабликом (пример), для побуждения к действию и тренировки меткости.
Вывод
Приучение детей с аутизмом способно занять немалое количество времени. Пока ребенок добивается в преобладающем соотношении положительного прогресса, продолжайте обучение. Но, если в течение недели у ребенка больше промахов и сопротивлений, прекратите тренировки. Это признак того, что он пока не готов к туалетному тренингу. Сделайте временной перерыв, минимум на три месяца, затем возобновите попытки. Настройте себя только на то, что вы готовы к этому непростому пути, это весомая значимая часть обучения любому навыка особенных детей.