Конечно, причины поражения Франции, Бельгии и Голландии имеют много корней. И укрепрайоны — это не единственное, что не оправдало ожиданий.
Но давайте попробуем выделить и рассмотреть именно эту тему.
Как мне кажется, именно здесь мы видимо иллюстрацию поговорки, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Укрепрайоны, всякие линии Мажино, Бенеша, Сталина — это ведь те же самые средневековые крепости. Только их сильно растянули в пространстве, поскольку изменился сам масштаб войны, и вместо того, чтобы увеличивать высоту стен и башен, стали наоборот зарывать все сооружения в землю. И вроде бы получалось все логично и правильно.
Однако, создаваемые укрепления, ещё исходили из старой тактики. Они были рассчитаны на то, что вражеская пехота и танки, будут просто наступать в лоб на укреплённые районы, и тут уж, кто первый дрогнет. Наступающую пехоту противника должны были бы расстреливать пулемёты и казематная артиллерия, для стрельбы по танкам разработали крепостные противотанковые орудия. Вместо ведения фронтального огня схему изменили на сочетание огня фланкирующего (как основного) и фронтального (как вспомогательного).
В некоторых случаях это работало, как в случае с Линией Маннергейма, где её именно и штурмовали в лоб пехотой и танками. Однако, и это прекратили, и финские укрепления в результате смогли прорвать.
Что касается голландских, бельгийских, французских, советских укреплений, то Вермахт тоже нашёл противоядие. Хотя, обычно, укрепрайоны просто обходили, и они оказывались беззащитны от удара с тыла, но были, как мы знаем другие методы. Более передовые. Это и десант немцев прямо на крышу сильнейшего бельгийского форта Эбен-Эмаль, и менее известный, но гораздо более крупный десант в Голландии. Хотя в Голландии целью немецких десантников были мосты и аэродромы, но суть всей операции заключалась в том, чтобы преодолеть «Крепость Голландия», на которую опиралась вся обороны страны. С одной стороны, немцы не смогли решить поставленных задач полностью, но с другой — десанты сыграли огромную роль в победе над Голландией. К сожалению, про них не очень много у нас написано.
Кстати, первая воздушно-десантная операция Вермахта планировалась с целью «перепрыгнуть» через укрепления чехословацкой Линии Бенеша, чтобы ударить по ней с тыла. Та война не случилась, а так бы…
Однако, имелись и более традиционные средства. Большинство современных (для Второй Мировой) укреплений было рассчитано на попадание нескольких снарядов 203-210 мм. Однако, у всех укреплений были бойницы, а точность противотанковых орудий позволяла по этим бойницам прицельно вести огонь. Немцы сообщали, что для стрельбы по бойницам на Линии Мажино очень эффективно себя показали 88-мм пушки. Они, хоть и зенитные, но уже в 1940 году ими вооружали и противотанковые части Вермахта.
Бойницы, хоть и закрывались броневыми заслонками, но те не всегда выдерживали попадание. А кроме того, закрытая бойница делало саму огневую точку бесполезной. Немцы же вели огонь по бойницам именно во время атаки, когда их необходимо было держать открытыми. Так что, укрепления фронтального огня становились беззащитными против противотанковых и танковых орудий.
Ну и никуда не делась древнейшая проблема всех крепостей — «мёртвая зона». Пока противник находится далеко от крепостных стен иди ДОТа, он мишень. Но когда противник достиг стен, то мишенью уже могут стать обороняющиеся.
В крепостях этот вопрос решали путём совершения вылазок и ведения боя у стен. Для этого формировали специальные противоштурмовые части, имелся даже специальный тип артиллерийских орудий. Противоштурмовые пушки должны быть лёгкими, чтобы их мог катить на руках орудийный расчёт, иметь мощный щит для защиты расчёта от вражеского огня, при этом баллистические данные могли быть скромными — пушки предназначались для стрельбы прямой наводкой с самыми примитивными прицельными приспособлениями.
Во Второй Мировой войне данной проблемой как-то не озаботились. По немецким документам, у значительной части ДОТов на Линии Молотова немецкие сапёры, предварительно приблизившись вплотную, просто заваливали амбразуры мешками с песком или землёй, а то и просто тем, что попало под руку. Дёшево и сердито. Не говоря уж о том, что есть такая штука, как огнемёт. Достаточно огнемёту оказаться на расстоянии выстрела от ДОТа и тому пришёл конец. А ведь в то время уже имелись и огнемётные танки. Их правда было много лишь в Красной Армии, у немцев единицы, но их эффективность в 1941 году была высоко оценена немецким командованием.
Думаю, пора подводить черту, чтобы не затягивать. Как мне кажется, из всего вышенаписанного следует, что при создании укрепрайонов 30-х годов, не были учтены многие методы ведения современной войны и новые типы вооружений. Несмотря на то, что все укрепления имели большое число противотанковых средств, строились они исходя из весьма простой картины наступления противника. Сначала артиллерийская подготовка, затем атака пехоты. Причём атака на укрепления с фронта. Любой шаг в сторону в тактике противника не предусматривался.
Конечно, надо понимать, что практически все эти укреплённые линии, что у нас, что в других странах, были построены в лучшем случае наполовину от планируемого. Так что, слава богу, хоть это было.
Однако, мне кажется, неправильно считать, что сама идея создания сплошных линий укрепрайонов вдоль границ была порочна. Если собрать все предлагавшиеся в те годы ноу-хау, и может немного пофантазировать, то можно представить себя вариант некой Линии Мажино, которая бы, по крайней мере было лишена известных нам недостатков.
Этому я, пожалуй, посвящу отдельную статью. Так что не забудьте подписаться на мой канал.
Пока же рекомендую вам мои статьи:
Линия Бенеша: несостоявшаяся чехословацкая твердыня
Что представляла собой «Крепость Голландия» и могла ли она сдержать наступление Вермахта