Мальчик Бен ненавидит свою сестру Сиршу, потому что когда она появилась, мама исчезла в море. А ещё ему постоянно надо за ней приглядывать, т.к. папа впал в депрессию. А девочка какая-то чудная. Ей 6 лет, а она молчит. Надела мамину шубу и в море пошла купаться с тюленями.
А тут ещё бабушка приехала. Не та, что мамина мама, а свекровь, вредная. Не выдержала, что дети на маяке без присмотра живут, увезла их в город. И тут-то началось!
Сирша-то, оказывается, не просто девочка, а шелки! Это мифическое существо, помесь человека и тюленя. И она тут всех духов пробудила. И злых тоже. Должна песню моря пропеть, чтобы всех спасти, а у неё голоса нет. Не в смысле, петь не умеет, а просто звук из горла не выходит. Что делать?
Совы злые налетели, девочку украли, а мальчику всех спасать придётся. И сестрёнку свою полюбить заодно.
Сюжет, может, и не такой уж и не стандартный, но вот рисунки и какое-то завораживающее течение и перетекание событий - убаюкивают и утягивают в невообразимую сказку. То нелепые духи с музыкальными инструментами, то какой-то забывчивый старик под землёй, в волосах которого вся история мира хранится, то ведьма хочет сделать всех счастливыми, то просто барсуки с барсучатами где-то в норке спят, когда дети по лесу идут. А волшебство в прямом смысле светится!
Мне когда-то пришла мысль (когда я посмотрела фильм "Дом странных детей"), что после постмодернизма, который объявил, что всё уже написано до нас и ничего нового придумать больше нельзя, гениальным стало считаться буйство фантазии. Причём многообразие и необычайность форм побеждает над смыслом, над значимостью смысла. Как в "Доме странных детей" у героев какие-то нелепые суперспособности, которые не понятно для чего нужны, но их обязательно надо сохранить, как в музее.
Идея мультика "Песнь моря" - стереть все чувства с лица земли, чтобы никто больше не страдал - не нова, но её воплощение в образах ирландской мифологии завораживает. Мы встречаемся с персонажами, не привычными для нашей культуры. Вместо русалок и эльфов здесь тюлени и духи-старички, вместо злодеев, воплощающих собой абсолютное зло, здесь ведьма-мать со слугами совами.
Хотя зря я говорю, что идея не новая. Да, нечто похожее было в фильме "Я робот", где искусственный интеллект ВИКИ решила, что ради счастья людей их нужно запереть в своих квартирах и полностью лишить свободы. Да и в буддизме те же корни: все страдания от желаний; научись ничего не желать и тогда обретёшь нирвану. А ещё Снежная королева заморозила сердце Кая, чтобы он ничего не чувствовал и обрёл вечную гармонию. Что-то такое в фильме "Мио, мой Мио" было про каменное сердце Като. Эльза из "Холодного сердца" тоже хотела усмирить все свои чувства, чтобы никому не навредить.
Здесь же... СТОП! Дальше спойлеры. Если вы ещё не посмотрели мультфильм "Песнь моря", остановитесь, подпишитесь на мой канал, посмотрите мультфильм и потом возвращайтесь к моей статье делиться впечатлениями.
Итак, в мультфильме "Песнь моря" есть новый поворот. Ты избавишься от страданий, если избавишься от чувств. Но уничтожая чувства в себе, ты лишаешься и чувства радости и счастья. Поэтому духи, лишённые всяких чувств, превращаются в камни. Это сделала ведьма Маха. И вот он неожиданный поворот - она сделала это, потому что не могла выдержать бесконечных слёз сына, пережившего какую-то большую трагедию. Он так горько плакал, что наплакал целый океан, и мог устроить всемирный потоп и погубить всё человечество. Тогда мать высосала из него все чувства, и он превратился в камень. А она его очень любила. Тяжело смотреть на страдающего ребёнка, когда ничем не можешь ему помочь.
И тогда она поняла, что чувства - это страдания. И Маха должна лишить всех волшебных существ и людей чувств ради их же блага. Но жить и ничего не чувствовать, значит, превратиться в камень.
Не то ли же самое произошло с Беном? Чтобы не страдать, он затыкает уши наушниками и как бы превращается в бесчувственный камень. Сирша же так любит своего брата и так нуждается в его заботе.
Что ещё примечательно, в этом мультике нет зла. Все окутаны страданиями и из-за этого совершают неверные поступки. Мак Лир, сын ведьмы Махи, устраивает потом, потому что не может прекратить плакать. Маха превращает всех в камень, потому что не может выдержать страданий других. Папа Бена и Сирши не следит за детьми и не видит ревности сына, потому что не может принять, что его жена умерла. Бен расстроен, что у него нет мамы, и злится на Сиршу. Даже бабушка не из вредности забирает детей, а потому что не может выдержать, что они все страдают и подвергаются опасности, живя с папой на маяке.
И только Сирша не страдает. Она пришла в этот мир, не зная мамы, но видя любовь отца. Она каким-то внутренним чувством знает своё предназначение, но не может никому ничего объяснить. Сирша должна положить конец вечным страданиям, но не путём окаменения, а путём принятия мира и его проблем такими, какие они есть. Да, плохо, но надо жить дальше. Ведь в мире много красоты и любви.
В мультфильме "Песнь моря" много вопросов без ответов. Почему Сирша молчит без плаща? Почему именно она должна спасти волшебных существ своей песней? Почему только она стала шелки, а её брат нет? Куда уходят духи после песни, и почему они должны покинуть мир людей навсегда? А самое главное, почему мама не смогла с ними остаться?
Здесь нет никакой предыстории, объясняющей основы этого волшебного мира. Мы как будто случайно соприкоснулись с волшебством и сразу же его потеряли. Как вспышка прозрения у символистов. Есть другие миры, но они нам не доступны и мы не можем в них проникнуть в силу своей человеческой природы. И Сирша, которая оказалась порталом между этими двумя мирами, выбрала мир людей. Почему? Потому что она любит своего брата Бена и папу, она чувствует "ответственность за тех, кого приручила". Они нуждаются в ней, потому что она свет, радость и добро, а без неё они впадут в депрессию. Они будут видеть мир серым, а с ней он яркий и красочный.
*Свекрови не всегда вредными бывают. У меня, например, хорошая))
---------
Автор статьи: Дарья Слесарева.