Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под понедельник седмицы 5-й по Пасхе. 27 мая 2002 года.
Некто некогда сказал, что человек создан для счастья, как птица для полёта. Это правильно, конечно, но счастливым человек бывает очень недолго в течение своей жизни. Иногда мгновения, иногда часы. Основная часть жизни человека проходит в скорбях, каких-то испытаниях, в болезнях, в трудах. Это связано с тем, что человек рождается грешным, живёт во грехе и ещё больше страдает от того, что живёт среди грешных людей. Такая болезнь духовная в сердце человека вошла в силу того, что Адам не послушался Бога. Вот это непослушание, нарушение закона Божия привело к таким тяжёлым последствиям, исказили такую природу человека, которая изначала как раз и была призвана к райской жизни. Поэтому нет ничего удивительного, что человек всё время ждёт рай и хочет его устроить. Мы никак не можем поверить в то, что это недостижимо на самом деле, сколько бы мы к этому ни стремились, начиная с самого детского возраста. Ребёночек играет в песочнице, он радуется, что сейчас построит это, построит это. Неосторожное движение – всё рассыпалось. Или какой-то пришёл другой мальчишка, ногой наступит и смотрит, как этот плачет, а ему от этого сладко. Почему? Потому что он проявил такое властолюбие, насилие, утвердил свою волю, от этого ему радостно, а другому горько. Так всё время, что-нибудь да рушится, что-то не получается, что-то идёт вопреки тому, что задумано. Иногда это доходит до абсурда, а лучше сказать, не иногда, а всегда. В этом абсурде мы, к сожалению, живём, мучая и самих себя, и друг друга, и сами себе осложняем жизнь.
Например, наибольшее количество убийств у нас в стране совершается не преступниками, а друзьями, мужьями и жёнами. Сидят за столом, выпивают, один какое-нибудь слово сказал, а другой что-то в ответ. Тот закричал, рассердился, а этот, вместо того чтобы успокоить, ещё пуще или стукнул. Взял первый попавшийся нож – и в живот. Потом думает: «Что же я сделал?» А потом в тюрьму. Говорит: “А я даже и не хотел”. Если не хотел, чего же нож в живот пускал? И это большинство. Вообще в тюрьме сидит больше миллиона человек. Представляете, целая страна, миллион населения. Если взяться за руки, это будет метр. Если миллион человек поставить, сколько будет километров? Тысячи километров. Вот такая цепь людей сидит в тюрьме, от Москвы почти до Архангельска дотянет. Зачем?
На это нет ответа. Нет ответа, зачем человек курит, зачем человек так много пьёт, зачем человек ворует там, где он живёт, зачем он гадости делает тем людям, которые его любят больше всего на свете. Вот такая порча в человеке. Эта порча называется грех. Она в нём действует, как инфекция, человек не может ничего с этим сделать. Пришёл в мир Христос Спаситель, чтобы те люди, которые захотят, имели возможность исцелиться. На самом деле выздороветь можно только тогда, когда очень-очень хочешь. Если человек, допустим, не верит врачу, он никогда не выздоровеет. Если человек не верит в лекарства, в методы лечения, не верит в то, что это вообще возможно, то лечение бывает неэффективно.
Господь, когда учил Своих учеников, Он их предупреждал: Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21, 16-17). Действительно, как тебя может предать посторонний человек? Предать может только очень близкий человек: либо друг, либо родственник, брат, отец, мать, жена, муж. Это случается постоянно, опять же, почему? Ведь это же очень некрасиво, очень больно, очень стыдно, это очень несправедливо. Почему так происходит? Потому что грех воюет в человеке. Особенно это наглядно видно ненавистью к христианам.
Почему христиан, христианство и вообще Церковь мир так ненавидит? Именно в силу того, что это есть источник света и борьбы с этим миром греха. Поэтому мир и ненавидит, потому что это борьба с ним. Поэтому, когда человек мирской, живёт в миру и по законам этого мира, это для него родная стихия, а как человек начинает выныривать из этого, весь мир с ненавистью ополчается на него.
Ну какой пример привести? Все говорят: “Как люди любили Сталина!” Действительно, так рыдали. Почему? Потому что это один из самых ужасных людей, которые вообще на земле появлялись. А почему царя Николая Александровича так ненавидели, поливали грязью целых сто лет? Потому что он чист, свят, благороден, воспитан, умён, красив, верующий и так далее. Вот за это ненавидели. Один был злодей, а для людей это злодейство сродни. До сих пор многие говорят: «Вот бы сейчас такого, он бы навёл порядок”. Конечно, навёл бы. Очень просто порядок навести, достаточно двести человек расстрелять и показывать это по телевизору по всем каналам, тогда будет порядок. А не хватит, ещё двести. Людям от этого будет приятно, они будут испытывать сладострастное чувство: “Это не я, это он. Так им и надо. Сам виноват”. Если же человек в общем и правитель в частности хороший, кроткий, терпеливый, добрый, то люди испытывают ненависть. Это очень естественно для падшего человека, поэтому всегда восхваляется злодей, а угнетается человек благородный, кроткий, смиренный.
Это есть закон нашей земной жизни, поэтому Господь, Который учил Своих учеников кротости и смирению, Он говорил: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), Будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21, 17). Что имеется в виду? Если мы воспримем христианство в своём сердце, мы обязательно будем ненавидимы. Во-первых, своими домашними, теми, которые ещё не восприняли, потому что эта инаковость будет их раздражать, ведь мы будем делать не так, как все делают в миру, а по-другому. Это будет вызывать всегда раздражение.
Господь говорит: Но и волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21, 18). То есть всё, что христианин здесь претерпевает, это всё не напрасно, это всё очень важно, это всё очень нужно. Кому? Прежде всего, ему самому.
Посмотрим с мирской точки зрения на отрывок из Евангелия, когда Господь говорил ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Пётр, как любящий Его ученик, говорит: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! (Мф. 16, 22-23) Почему? Потому что Пётр рассуждал, как человек. Ну какой человек своему любимому будет желать распятия, крестной смерти, издевательств? Конечно же, нет. И Пётр это высказал, это очень нормально. Но Господь рассуждал о духовном. Если Господь не будет распят, то мы-то и не спасёмся, значит Он зря пришёл. А Он на это и пришёл, чтобы пострадать, чтобы нам указать этот путь.
Потеря каждого волоса – это есть перед Богом важная вещь, это всё совсем не пропадёт. Необходимо в течение жизни научиться, терпя и непогоду, и болезни, и предательства, и безденежье, и нападения, и всякие-всякие скорби, не раздражаться, а пить это горькое лекарство с благодарностью Богу. Жизнь для этого нам и дана. Не для того, чтобы мы роптали, обижались, а для того чтобы нам потерпеть. Тогда из-за этого долготерпения душа наша придёт в состояние смирения. Смирение – это такое состояние души, когда человек ровно и невозмутимо принимает от Бога всё, что ему пошлёт эта жизнь, зная, что у Бога, действительно, и волосы на голове нашей сочтены (см. Лк. 12, 7). Если человек так научится, придёт в такое состояние, тогда и Господь Своею благодатию придёт в сердце человека. А когда придёт, то очистит от греха, наставит на истину и спасёт. Поэтому без того чтобы человеку долго и много терпеть, спастись невозможно. Поэтому Господь говорит: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Душу свою стяжать возможно только при терпении. Это есть абсолютно непреложный закон, поэтому, когда мы стараемся здесь себе устроить рай, этим самым мы стараемся уйти от своего спасения.
В духовной жизни всё противоположно нашей жизни земной, мирской. Всё наоборот, зеркальное отражение. Конечно, нам, как людям грешным, привыкшим уже с этой стороны зеркала находиться, всё это довольно трудновато. Поэтому путём христианским не много людей идут. Попользуется человек немножко в течение жизни добротой Божьей, то одного попросит, то другого. Господь, конечно, даёт. Но сам человек хочет устроить себе небольшой рай, который длится десять-пятнадцать-двадцать лет, а потом всё равно всё это оставляет. И ещё больнее, потому что привязался-то к райку, а рай оказался очень временный, очень ненадёжный, опорой имеет других людей или материальные средства. Это, к сожалению, слишком недолговечно, поэтому расставаться с этим ещё трудней. Вот такой закон духовной жизни. Нам нужно почаще его вспоминать, особенно в минуту скорби – не для того, чтобы мы унывали, а для того, чтобы нам воспринимать это как необходимое лекарство и духовное упражнение. Хотя это трудно, но помним, что вся жизненная ситуация, как бы она тяжела ни была, она кончается, всё переживётся. Нам нужно благополучно дожить до перехода в вечность, чтобы достойно предстать на суд Божий. Это возможно только тогда, когда мы действительно исполним всё, что Господь нам повелел. И то, что попущено Богом для нашего воспитания, и то, что попущено Богом за наши грехи. Помимо того, что необходимо каждому человеку пострадать, у каждого свой крест, каждый ещё страдает плюс за свои грехи. Водочку попил? Попил, теперь печень поболит. Куришь, да? Молодец. Не читаешь, что на папиросах написано, что вредно, теперь рак гортани. Одна операция, вторая, третья, облучение. Что, не нравится? Надо было читать, что написано: “Опасно для здоровья”. Теперь покашляй, похаркай кровью. А ты как думал, что пронесёт что ли? И так у тебя жизнь тяжела, а ты себе ещё добавляешь.
Человек думает: “Украду четыреста рублей”. Украл, а теперь сел. Не хотел на свободе суп есть, теперь хлебай баланду. Ты сам хотел. Ты что, не знал, тебе не говорили, что воровать нехорошо? Вот теперь знай. А как же другие? А что другие, ты подожди. Каждому своё и в своё время. Ты не расстраивайся, у Бога всего много, никуда от этого не денешься. Поэтому лучше по возможности, не грешить. Понятно, что мы люди увлекающиеся, страстные, забывчивые, эмоциональные, иногда что-то делаем необдуманно, из-за этого, собственно, все и мучаемся. Как бы Адаму послушаться Бога, всё было бы не так. Так бы и нам, ведь сколько человек страдает из-за своего непослушания. Ведь всегда говорят человеку: “Ты это не делай, это неправильно”. А он нет, он сам нарочно хочет. Ну и пожалуйста. Мамы постоянно приходят: “Ой, что мне с ним делать?” Да ничего. Он хочет в тюрьму, ну пусть идёт. Раз он не слушается простого слова, пусть через тюрьму это поймёт. С первой ходки не поймёт, со второй поймёт. Со второй не поймёт, с шестой поймёт. Уже когда туберкулёзом начнёт харкать, подумает: “Я шесть раз в тюрьме сидел. Четыре да плюс шесть, потом два, потом опять четыре, вот она и жизнь. Спрашивается, и что меня мать родила? И что я полезного сделал? Зачем это мне всё надо?“ Важно понять, вот если понял, хотя бы к годам шестидесяти, и то слава Богу. Я знал такого человека, который понял в пятьдесят пять лет. Когда четыре срока оттянул, он наконец понял. Вот хорошо, это неплохо. Но как бы хорошо понять в пятнадцать лет, а не в пятьдесят пять. Некоторые ну никак это не понимают, и терпежу нет, потому что и зависть руководит человеком, и чревоугодие, и сребролюбие. В человеке одновременно две страсти. С одной стороны, зависть: хочу как у людей. У людей четырёхкомнатная, а у меня комната в общей. Люди все в Москве живут, а я в Мытищах. Потом сребролюбие: хочу денег много зарабатывать, а работы нет. А ещё и жадность, ещё и лень. Лежу на диване, телевизор включил чёрно-белый, потому что на ремонт цветного денег нет, и думаю: “Хорошо бы работать”. А работы нет, её же надо искать, нужно же учиться, нужно же мозгами шевелить, а это неохота. Вот как в человеке: с одной стороны – лень, с другой стороны – жадность, с третьей стороны – зависть. Только по голове стукнуть и отнять, ну нет другого пути. Одного стукнул, второго стукнул, благо милиция тоже ленивая. Только когда стукнул да промазал, вот тут тебя и поймали, ты и сел. А начинается всё очень просто – зависть и сребролюбие.
А нужно себя управить: мало ли что мне хочется. Кому что, кому как, всё от человека зависит. Учись, как Ломоносов, и будешь президент Академии наук. А кто тебе не велит? Давай. Неохота. Хочет человек всё иметь, но для этого пальцем не ударить. Даже если ты ничего не умеешь, иди автостоянку охранять. Тебе дадут бляху, чёрную форму, фуражку, и ходи, распределяй машины. Сложнейшая работа для инвалида без двух ног, слепого, у которого вторая нерабочая. Целый день на свежем воздухе. Ну почти, некоторая загазованность, конечно. Ногами человек стоит, не сидит, не в комфортных условиях, терпит. Всё-таки какая-никакая деятельность. Кому-то пользу приносит, хоть минимальную. Вроде человек ничего не делает, но он там присутствует, он охраняет, на себя внимание какое-то привлекает. Хотя ответственности особо большой нет, но всё равно во всём необходим человеческий труд, и везде нужно потерпеть. Потерпеть неудобство какое-то, дискомфорт потерпеть, дисциплину потерпеть. “Подумаешь, на семь минут опоздал”. Слушай, это не твоя забота – думать. Если ты хочешь здесь быть на работе, ты должен приходить вовремя, потому что на твоё место двенадцать человек таких, которые учиться не хотят, которые плохо соображают, но которые хотят работать. Так что если ты будешь опаздывать хотя бы на минуту, тебя выгонят, потому что никому ты не нужен. На твоё место придёт шесть человек, которые уж проснуться вовремя могут и не будут говорить: “Метро не пришло. Машина не пришла, ещё там что-то не пришло”. Приезжай за два часа. Встал не в шесть часов, а в четыре и приехал. Иногда вовремя, опоздав на два часа. На два часа опоздал – как раз вовремя на работу и попал. Нет, каждый раз впритык. Если каждый раз впритык, то только один случай из десяти попадёшь вовремя. “Меня выгнали, меня не оценили”. Это же ты сам. Великий ли труд – проснуться вовремя? Спать охота. А кому же неохота? Да всем охота, только один встаёт, поэтому его на работе держат, а другой не встаёт, его не держат, он никому не нужен. В такой ситуации находятся все, кроме начальника. Ты окончи два института, выучи три иностранных языка, пятнадцать лет поработай, стань начальником, тогда будешь приезжать тогда, когда ты хочешь. Да при условии, что ты всю работу так наладишь, что все остальные будут работать, тогда да. А если нет, то такого начальника хозяин держать не будет, а выгонит. Всё равно придётся потерпеть, все терпят. Даже Путин терпит, бедняжечка, что ему приходится терпеть! Сидит Джордж, жуёт жвачку, плюёт её на стол. Путин смотрит, но терпит, потому что он воспитанный человек. Я не думаю, чтобы это ему было особо приятно, но терпеть приходится. Кто бы из нас плюнул и пошёл, а ему нельзя, он не может, он обязан по своей должности.
Так что все терпят, без этого никакого спасения невозможно. И мы должны терпеть с благодарностью и друг друга, и своих домашних, и все нападения, и своё нездоровье, и плохую погоду, и всякие неурядицы. От этого будет для нас великая польза, потому что цель наша – смирить своё сердце. Пусть неприятно, пусть нехорошо, но помним, что это важно, что это нужно. Господь хочет, чтобы мы были кроткими не тогда, когда хорошо, мы на пляже лежим, выспались, книжку интересную читаем, море плещется, нам никуда не надо спешить. Нет, именно во всяких трудных обстоятельствах, чтобы мы умели благодарить Бога за всё, потому что Он нас спасает. Через терпение приходит к нам смирение. Через смирение приходит к нам благодать. Помоги нам в этом, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/