Как-то на заре бизнеса я прочитала книгу предпринимателей и 90-х. Не помню ни названия, ни авторов, но мне безумно понравилась мораль: не пинайте дохлую лошадь, она не встанет. Это они говорили не о бедном животном, конечно, а о собственном бизнесе, который загибался, и куда они вкидывали средства. В какой-то момент пришла трезвая мысль, что пора с этим заканчивать, и нужно зафиксировать убытки и идти дальше.
Позднее я прошла через подобную историю, но моей лошадью стал собственный бар. Я потеряла на нем 4,5 млн рублей и год жизни. Самое сложное было - остановиться, подумать и признать правду: моя лошадь уже не встанет. Я выплачивала убытки (умудрилась еще и врюхаться в кредит) еще 3 года. Это было жестко, но научило меня мыслить трезво и чутко реагировать на малейшие проблемы в бизнесе. Как-нибудь я подробно расскажу эту историю, но сейчас о другом.
Как понять, что пора менять направление бизнеса и спасти лошадь, пока еще можно? Расскажу на примере своего агентства digital-маркетинга, потому что все происходит в режиме реального времени. Когда пора вытаскивать яйца из одной корзины и раскладывать по разным?
1. Внешние условия (экономические, политические, прочие) меняют правила игры вашего бизнеса настолько, что вы лишаетесь инструментов работы, что снижает ваши результаты.
2. При удержании % чистой прибыли по отношению к выручке, фактическая сумма, которая остается на распределение дивидендов, начитает падать (1 месяц можно проанализировать, возможно, переходящие платежи или отсрочки, дольше уже надо бить тревогу).
3. Расходы в рентабельности растут в % по отношению к выручке. Тут берем горизонт анализа 3 месяца, потому что могут быть годовые платежи за ПО, квартальные налоги и т.д.
4. Анализируя рынок, вы видите, что лидеры рынка меняют стратегию и переходят в другие ниши. Оцените, насколько вы можете последовать за лидером, ведь такая стратегия бывает менее опасной и затратной, т.к. путь уже проторен.
5. Вернитесь к анализу сильных сторон своей компании и себя лично. Возможно, есть направления, которые вы можете развивать, и компетенции по которым "пылятся" на полках вашего сознания.
Для меня 2022 год стал годом смены стратегии. Моя компания добавила производство онлайн-курсов к digital-продвижению. Причем, мы взяли тематику, в которой мы профи и можем собрать достаточную аудиторию для того, чтобы заниматься этим было интересно.
Мы взяли все, что смогли собрать из моего 16-летнего опыта управления в ресторанном бизнесе, из маркетингового опыта и моих навыков спикера и ведущего вебинаров. Мы делаем онлайн-курс по открытию ресторанов, кафе, баров с инвестициями до 10 млн. И тут начинаются проблемы. Давайте их разберем.
1. Основной бизнес, который уже 7 лет кормит меня и мою команду, нуждается во внимании. Поэтому стартап, который мы затеяли, по сути как вторая работа.
2. Есть ограничения, которых я не ожидала. В частности, не все спикеры смогли сразу без проблем записывать видео для курса. И это моя ошибка - судить по себе. Сразу минус 2 месяца в копилке времени.
3. Так как это гипотеза, я не могу себе позволить тратить деньги на целую команду, чтобы ее протестировать. Отдаю на аутсорсинг только то, что не можем сделать сами, и техническая работа тоже занимает время. Я ни разу не ушла в минус в своем бизнесе и хочу, чтобы так и оставалось. Но страх потери средств так глубоко засел во мне после неудачного проекта, что сейчас не позволяет влезать ни в какие долги. Хотя, возможно, и стоило бы.
4. Инфобизнес работает по маркетинговым принципам, но у него множество нюансов. Одна из следующих статей будет, как раз на эту тему. И параллельно ко всему сказанному выше, мне еще приходится выкраивать время на обучение у тех, кто знает эти законы и делится ими (не бесплатно, конечно).
5. Стартап, паразитирующий на основном бизнесе - это то, что может выстрелить и принести хорошие деньги, а может высосать ресурсы и силы из собственника, и мне уже даже самой интересно, как пойдут продажи нашего курса.
Буду делиться с вами своими стартаперскими буднями. Можете задавать вопросы, поделюсь своим опытом со всеми желающими. И мой вам совет: как только чувствуете, что лошадь сдохла - поплачьте денек и идите дальше. Только так вы снова сможете почувствовать себя на коне:)