Пояс элемент в одежде, маркировавший возрастной, половой и социальный статус человека. Наряду с крестом он символизировал принадлежность человека в «своему» человеческому миру.
Пояс считался универсальным оберегом, связующим элементом между человеком и окружающим миром, его использовали в переходных ритуалах, в охранительной и лечебной магии.
Особая магическая сила приписывалась поясу священника, венчальному поясу, новому, а также с вытканными словами молитвы.
Ношение пояса считалось обязательным в повседневной жизни, без него как без креста человек выключался из социальной и культурной сферы. Находиться в обществе без пояса считалось неприличным и грешным делом.
У старообрядцев Заволжья, как и крест пояс не снимали даже в бане, чтобы не оказаться беспомощным против нечистой силы.
Сорвать с человека пояс значило тяжело оскорбить и обесчестить его. Князь Василий Косой был оскорблен на пиру снятием пояса что послужило предлогом к войне.
8 февраля 1433 года в Москве состоялась свадьба внука Дмитрия Донского великого князя Василия II (Тёмного) с Марией Ярославной. На свадьбу прибыл внук по другой линии, князь Дмитрий Шемяка вместе с братом Василием Юрьевичем.
Во время празднования один из гостей опознал «пояс злат, на чепех, с камением» , надетый на Василии Косом.
Этот пояс был якобы украден 67 лет назад, в 1366 году в Коломне тысяцким Василием Протасьевичем у великого князя Дмитрия Донского во время его свадьбы с Евдокией Дмитриевной (это был подарок тестя, суздальского князя). От Василия Протасьевича пояс будто бы достался мужу его внучки, боярину Ивану Всеволожу, в свою очередь подарившему его мужу своей внучки — Василию Косому.
Мать жениха, вдовая княгиня московская Софья Витовтовна публично сорвала с Василия Косого пояс. Оскорбленный Василий в гневе удалился. В результате его отец Юрий Дмитриевич Звенигородский и его сыны начали боевые действия против Москвы, которые оказались успешными. В 1433 году Юрий Дмитриевич занял Москву, Софья вынуждена была бежать вместе с сыном и невесткой к Твери, а затем в Кострому. Далее война продолжалась с переменным успехом, конфликт затянулся на двадцать лет. Например, сначала Василий Косой в 1434 году был ослеплен по приказу Василия II, как раз тогда приобретя прозвище «Косой». А в 1446 году был захвачен и ослеплен Василий II, став отныне «Темным».
Отсутствие пояса значило отношение человека к чужому миру. Без пояса и креста изображались 12 лихорадок, русалки и другие существа потустороннего мира. На русском севере считалось что кикиморы похищают детей, когда те ходят без пояса.
Снимание с себя пояса, как и креста практиковалось при магических действиях, связанных с соприкосновением с потусторонним миром: при поисках кладов, гаданиях, при добывании цветка папоротника в ночь на Ивана Купала.
Надевание пояса на мальчика символизировало его возмужание, переход в возрастную группу парней, давал право на вступление в брак.
В похоронном обряде пояс использовался как обязательная часть одежды покойного. Старообрядцы верили, что без пояса его не пустят на тот свет.
Пояс универсальный оберег от нечистой силы. Ночного демона змору (душитель) можно отогнать если на ночь положить в изголовье ремень, вырезанный из кожи.
У сербов для этой цели перед сном пояс перекидывали поверх одеяла.
С помощью пояса можно было укрощать ведьм и колдунов. Считалось что колдуна можно поймать венчальным поясом, а ведьму от мужских штанов или поясом священника.
На русском севере хозяйка при первом выгоне перегнав корову через свой пояс надевала его на себя и уже не снимала до конца пастбищного сезона чтобы «привязать» корову к дому.
В некоторых обрядах пояс выступал как инструмент установления связи между своим и иным миром. Во время святок девушки перед сном клали пояс под подушку со словами: пояс мой пояс покажи жениха и поезд» или хлестали им по порогу с теми же словами.
Источники: Н.И. Толстой "Славянские древности".