Никак не думал бывший комбайнёр из небольшого посёлка, что на войне ему придётся собирать совсем другую «жатву» смертоносные фугасы. В чужой стране, под названием Афганистан.
Олег Желтухин всегда тянулся к хлебной ниве, его поражала красота и величие комбайнов, идущих по полю и поток зерна, сыпавшийся в рядом идущую машину. Поэтому после 8 класса школы он сразу пошёл в Каменское ГПТУ№13, которое готовило в т.ч. механизаторов широкого профиля.
На практику ребята приехали в соседнее село. Чтобы не мешались в жатве, но были вроде, как и при деле, дали им давно сломанный комбайн. Его хотели сдать в металлолом, но пока не успели. Практиканты попались упорные. Жатву начали позже всех, но намолотили на своём «металлоломе» 1,5 тыс. центнеров зерна. На следующей жатве Олег уже трудился в родном совхозе. Их комсомольско-молодёжный экипаж занял второе место среди взрослых комбайнёров села. Олег решил, что вернётся из армии и станет лучшим комбайнёром. Отгуляли проводы в октябре 1986-го.
Олега призвали в пограничные войска, но в «учебке», к его удивлению, стали учить на сапёра. Любителю техники Желтухину не сразу давались знания о хитростях мин, но командиров он вопросами не мучил, а сам тщательно старался во всё вникнуть. Никто из солдат не знал, что по минному делу гоняли тех, кому предстояло воевать в Афганистане.
После обучения его официально отправили в 81-й погранотряд в Узбекистане. Только боец до заставы даже не доехал. Новоявленного сапёра откомандировали в 1-ю мотоманевренную группу, дислоцировавшуюся в кишлаке Марамоль, в Афганистане.
В этот период пограничников активно использовали для охраны трасс из Хайратона в Кабул и Пули-Хумри. Приходилось отлавливать банды мятежников и в Мармольском ущелье в провинции Балх. Родителям Олег об этом не писал.
Работа сапёра делилась на два основных вида. Олег или шёл впереди отряда бойцов с миноискателем и щупом, или в составе подразделения топал впереди колонны, снимая мины с дороги. Каждое задание было по-своему тяжёлым. Тропы изматывали своей протяжённостью. Но мины и фугасы на дорогах постоянно держали в напряжении ловушками, хитрыми сюрпризами, не позволяющими извлечь их из земли. И всё же к маю 1988 года он уже сумел обезвредить 18 фугасов и мин большой мощности.
При проводке колоны первым всегда шёл сапёр с собакой. Только она могла найти фугасы, которые «духи» прятали на глубину порядка метра.
13 мая сапёры вышли на трассу до Кабула. Вскоре в столицу должны были везти зерно. А отряды Масуда лезли «из кожи вон», чтобы заставить этот город голодать. Поэтому нападения на караваны с продовольствием шли активно.
Сапёры двигались привычным порядком. Впереди боец вёл на поводке собаку, за ним через 15 м шли ещё трое, обследуя всю ширину дороги (включая Олега). Ещё через 30 м снова работали, только уже два бойца. Замыкающим шёл один человек.
В такое время сапёр чувствует невероятное напряжение. Он обязан смотреть под ноги и поэтому упускает почти всё, что происходит на склонах.
Они поднялись по дороге на сопку. Дальше дорожное полотно шло вправо. Как только сапёры повернули, пёс заскулил и встал. Ему и достались первые пули раздосадованных душманов. На этой дороге полегли пятеро, среди которых был и Олег Желтухин. Двое, один из которых был ранен, готовились принять бой. В эту минуту из-за поворота буквально выскочил БТР, готовый к бою. Но враг уже был далеко.
Есть поговорка, что сапёр всегда ошибается только раз. Про Олега Александровича Желтухина нельзя сказать и этого. Он погиб в душманской засаде.
Орден Красной Звезды сапёра-героя был передан родителям.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.