Название устройства объясняет его суть — camera obscura в переводе с латыни означает «тёмная комната». Такие «тёмные комнаты» — одни из самых простых устройств, помогающих запечатлеть изображение. Эти инструменты использовали художники для облегчения своего труда. Достаточно было просто обвести контуры предметов — и рисунок готов.
Всё, что нужно для создания камеры-обскуры — это тёмное пространство и одно маленькое отверстие, через которое проникают лучи света. Они падают на стену напротив, где появляется изображение солнца, городского пейзажа, человека — всего, что можно увидеть через отверстие. Картинка оказывается перевёрнутой и не слишком яркой и чёткой — в соответствии с законами оптики.
Точное время изобретения камеры-обскуры неизвестно. Это устройство известно с древнейших времён, и переизобреталось снова и снова — в Древнем Китае, в античности и на арабском Ближнем Востоке. Когда-то камера-обскура использовалась в основном в астрономии — с её помощью можно было наблюдать Солнце без вреда для глаз.
В эпоху Возрождения камеру начали использовать живописцы — она позволяла без лишних хлопот перенести на бумагу или холст увиденное художником, будь то пейзаж или портрет. Со временем камера стала обычным приспособлением художника, ею пользовались Каналетто и Ян Вермеер. Самая простая камера-обскура, с отверстием для прохождения света, даёт размытое изображение. Но с развитием оптики в отверстие стали помещать собирающую линзу, благодаря чему изображение получалось более чётким. Впоследствии камера-обскура стала прототипом для фотоаппарата — система уже была готова, оставалось лишь убрать из неё художника и поместить вместо него светочувствительный элемент, который зафиксирует изображение сам.
Камеры-обскуры бывали большие — в них помещался художник. Но делали и портативные — как раз такая хранится в Политехническом музее. Это камера с объективом и зеркалом, благодаря которому изображение проецируется на горизонтальное матовое стекло. На стекло клали бумагу и обводили контуры предмета.
Британский физик и химик Уильям Тальбот использовал камеру-обскуру для помощи в зарисовке пейзажей. Результат оставлял желать лучшего. Тогда он решил, что изображение должно фиксироваться не художником, а как бы само собой. И это не было просто пустой мечтой. Такое предположение привело Тальбота к изобретению калотипии — первого фотографического процесса, который позволял тиражировать фотографии.
Предмет можно увидеть на выставке «На языке правил и исключений. Наука и искусство», которая работает до 2 июля. Она рассказывает о взаимном влиянии, которое на протяжении веков оказывают друг на друга учёные и художники. Это совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Политехнического музея.
В проекте Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» появляется всё больше оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно по ссылке, в разделе «Коллекция». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.