- «Мой близкий родственник верит в разные суеверия. Сейчас объясню, в какие. Он верит в Будду, Кришну и тому подобное».
Я бы не сказал, что это суеверие, это несколько иное.
- «Уже продолжительное время ходит то к гадалкам, то к лекарям, то доверяется шарлатанам-гипнотизерам».
А вот это уже суеверие. То есть здесь полный набор.
- «Принимает какую-то энергию по вечерам, верит в прошлую жизнь и так далее. Бывает, что молится православным святым, но в церковь ходить не хочет. Говорит, что Бог один, а религии разные. Увлечения эти меняются. То одно, то другое, новое. Меня не слушает, постоянно ходит недовольный, постоянно хочет что-то поменять в себе путем изменения подсознания. Я начинаю волноваться, так как это далеко заходит. Что можно сделать? Как можно повлиять на это?»
Понятия не имею, как можно на это повлиять. Я Вам скажу на что это похоже. Помните игрушку из своего детства — калейдоскоп? Она и сейчас, наверное, есть. Это трубочка с окуляром, а внутри система зеркал с несколькими цветными камушками. Когда смотришь в окуляр, поворачивая трубочку, то камушки, по-разному перемешиваясь, отражаются в зеркалах. Получается узор. Сколько ни крути, узоры будут разными, один красивее другого. Что самое интересное, узоры никогда не повторяются. Повернул и рассматриваешь, потом опять перевернул, и узор вновь поменялся. Люди в основной своей массе имеют такое калейдоскопное мировоззрение, то есть они не видят целостную картину.
Возьмем христианское мировоззрение. Мы видим мир как некую картинку, видим ее целиком. Например, картина «Явление Христа народу» художника Александра Иванова. Там совершенно четко видишь пейзаж, видны люди на переднем и задних планах, виден Иисус Христос, Иоанн Креститель, на Него указывающий, река. То есть всё видно, картина цельная. Как ее ни поворачивай, она не меняется, остается всё той же картиной. Ее можно крутить, на бок поставить, но она все равно остается всё той же целостной картиной. Такая картина у христиан.
У мусульман картина другая. Они по-иному видят мир, по-другому видят Бога и по-иному к нему относятся. У буддистов своя картина, и они видят всё по-своему. У них своя система ценностей, но она тоже является цельной картиной. Индусы и кришнаиты (кришнаиты не наши доморощенные, а настоящие, которые в Индии) имеют свою картину.
Но современный человек все превратил в калейдоскопчик. У него от христианства одно стеклышко, от буддизма ― вот этот камушек, от кришнаитов следующий камушек, от иудеев другой, от мусульман еще один. В общем, набросали разные камушки и крутят, смотрят. Эти камушки перемешиваются и превращаются в разные узоры.
Представьте себе ситуацию: сидят люди в поезде, в купе. Они совершенно незнакомые, посторонние друг другу попутчики. Речь зашла о взглядах на жизнь. Один одно говорит, другой другое. Люди делятся своими узорчиками. Они могут спорить, у кого узорчик красивее, могут делиться, друг другу свои камушки перекидывать в калейдоскопы, чтобы разнообразить их. И чем больше они набирают разных камушков, тем красивее и разнообразнее узорчики.
Ваш близкий родственник, о котором Вы говорите, занимается таким калейдоскопом. Он поворачивает его и рассматривает узор. Когда узор надоедает, он калейдоскоп опять поворачивает, и снова всё перемешивается, становится по-иному. Он опять на узор смотрит и любуется, никакого постоянства тут нет. И как человеку объяснить, что это неправильно? Он не понимает, о чем Вы ему говорите, не воспринимает Ваши слова. Он может сказать: «У тебя свой узор, а у меня свой! Ты, может, и рад своему узору, но он у тебя очень бедный: всего лишь один какой-то христианский камушек. Что тут смотреть? Вот у меня набор богатый, там всего полно!» При этом он даже считает Вас ущербным. Вы никак его не убедите и ничего не поделаете с этим.
По своей сути эти люди с калейдоскопным мышлением очень поверхностны и нецелостны. Там нет глубины, нет никакого стержня. Есть только система зеркал и набор камушков, который ложится то так, то иначе, а больше ничего. От этого люди страдают, но не понимают, в чем проблема. Может, в узоре что-то не то? И они снова калейдоскоп поворачивают или еще дополнительно каких-нибудь камней накидывают, таким способом пробуя решить проблему. На какое-то время их хватает, а потом они опять чувствуют: что-то тут не то, и снова начинают поворачивать узорчики. Но чем больше они туда накидывают камушков, тем этим людям становится хуже. Они страдают от этого, ощущают свою разбитость, несобранность, какую-то распыленность, потому что положенные ими камушки противоречат друг другу. Это же не просто идеи, за ними есть глубина. А глубинные идеи, камушки, которые они себе накидали в калейдоскоп, взаимоисключающие, и только на поверхности эти идеи красивы. Но на глубине они совершенно не сочетаются, противоречат друг другу. Поэтому у таких людей нет глубины, и они от этого очень страдают.
Что с этим делать? Я совершенно ничего не могу сказать, потому что эти люди непробиваемы, их в чем-то убедить совершенное невозможно. За них можно только молиться и вымаливать, чтобы Господь наставил, вразумил и показал тщетность всего этого красивого наборчика из камушков, стеклышек. И лишь некоторые из них по милости Божьей в какой-то момент прозревают и отказываются от калейдоскопа. Они начинают медленно собирать мозаику чего-то одного. Причем, получив навык этого калейдоскопа, они часто ошибаются, с трудом расстаются с какими-то камушками. Это происходит из-за того, что люди уже привыкли к ним, и расставаться теперь очень болезненно.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.