В Новгородском университете получают образование 1516 иностранцев – 15 % от всего количества учащихся. Зарубежных студентов не бросают одних: им помогают одногруппники, сотрудники вуза и собственная сила воли. В России они заводят друзей, осваивают язык, привыкают к климату и еде, но всё равно сталкиваются с множеством проблем.
Научиться говорить «ы», отмечать Рамадан в закрытой учебке и не попасться пьяному кондуктору – иностранные студенты рассказали о главных трудностях своей российской жизни.
«Кошмарные» глаголы
Склонения, окончания, приставки и прочие «страшные слова». Для иностранцев, конечно. Студенты признаются, что русский – сложнейшая часть их образовательной программы. Но помимо изучения языка, они должны получить сертификат об освоении на русском других необходимых дисциплин. Для будущих медиков, например, это химия, биология, физика. Специально для студентов, не владеющих «великим и могучим», в НовГУ действует подготовительный факультет. С первыми трудностями иностранцы сталкиваются именно там.
Адама Кони, Кот-д'Ивуар: Мы должны хорошо освоить не только алфавит, но и произношение. Иначе чтение текстов будет казаться кошмаром. Особенно если словарный запас маленький. Например, я долго не мог понять, как правильно использовать глаголы движения (глаголы, обозначающие перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы несовершенного вида: бежать - бегать, везти - возить, вести – водить, — прим. ред.).
При этом, как признаются студенты, русский язык на подготовительном факультете и на практике отличаются, как день и ночь. Носители языка быстро говорят и используют более сложные слова и выражения.
Адама Кони, Кот-д'Ивуар: Я решил заранее изучить темы, доступные в дистанционном курсе: читал и переводил на свой язык, писал маленькие конспекты, чтобы отвечать на вопросы преподавателей. Начал после уроков учить много слов, глаголов, смотреть фильмы с русскими субтитрами, слушать песни, – и постепенно выучил язык.
Мохаммед, Курдистан: Грамматика – самое сложное в вашем языке. А из букв – «Ы». До сих пор не могу её правильно произносить.
Не железная спина
В НовГУ есть специальный отдел рекрутинга и работы со студентами из других стран. Его сотрудники помогают со справками, заселением в общежитие, оформлением документов и другими вопросами. Специалист по учебно-методической работе Института медицинского образования Валентина Карпенко опекает иностранных студентов как вторая мама и уверяет: на самом деле учёба дается им еще труднее, чем они говорят.
— Ко мне обращаются студенты с такими «долгами» по учебе, с которыми им самим не справиться, — говорит Валентина Карпенко. — Я им составляю программу, договариваюсь с преподавателями. Но даже «сильным» иностранным студентам приходится не просто. Например, чтобы освоить тему по анатомии, им требуется от пяти до десяти часов. Дежурные в общежитии рассказывали: заглянешь в комнату, а они сидят за столом – учат. А спина-то не железная: спустя время учат уже на кровати, а потом и вовсе лёжа на полу. Мышцы не выдерживают, а материал сдавать надо.
Мохаммед, Курдистан: Больше всего я мучился с биологией. В химии хотя бы есть формулы, они на любом языке одинаковые. А в здесь еще и на русском всё понимать нужно.
Учиться иностранцам не просто, но дополнительно ситуацию осложняет их закрытость. По признанию Валентины Карпенко, студенты из других стран очень стеснительные. Им приходится много помогать.
— Они не очень коммуникабельные, у многих из них с одногруппниками общения нет совсем, — говорит эксперт. — Но они с удовольствием проходят практику: ухаживают за пожилыми, измеряют им давление, ставят капельницы, уколы делают. Как-то встречаю их идущими в другую сторону от общежития. Спрашиваю: «ребята, вы куда?» А они отвечают: «а мы в гости, нас одна бабушка пригласила». Я всегда советую первокурсникам: «У вас должен быть русский друг или подруга». Это помогает освоиться.
Еда и куртки
Акклиматизация, холод и снег – гарантированные поставщики сильных эмоций для иностранцев в России. Радость от первой в жизни увиденной снежинки быстро сменяется растерянностью: а как же ходить по снегу в сандалиях, и где в этом городе купить шубу. Валентина Карпенко вспоминает, как помогала своим первым студентам:
— С приходом холодов начиналась суета, — рассказывает эксперт. — Я своим первым студентам из Индии и Непала помогала выбирать и одежду, и обувь. Мамы же нет, да и вряд ли их «южные» мамы знают, какой толщины синтепон согреет в наши морозы. В те времена выбор в магазинах был скудным, приходилось ездить по оптовым рынкам. Хотелось угодить: чтобы и нравилось, и недорого, и не замерзнуть. Зато потом эти студенты освоились и уже сами стали помогать новеньким.
Адама Кони, Кот-д'Ивуар: Я приехал в Россию в ноябре, здесь уже была полноценная зима. Было сложно, потому что нужно каждый день надевать куртку и ботинки, иначе замёрзнешь. В первое время после приезда я вообще с трудом понимал, как здесь ходить по улице. Если мне нужно было куда-то, я ездил на такси, через но через пару месяцев привык к холоду.
Рауф, Пакистан: Я рад, что учусь именно здесь. В моей стране жарко, а у вас мороз, но мне нравится снег и зима. Я всегда хотел жить в холодных местах.
Еще одна проблема – иностранцам в Новгороде отчаянно не хватает привычной пищи: русская еда для большинства из них слишком пресная и неострая. Почти всем продуктам студенты успешно находят замену. Всем, кроме цветастых пряных порошочков.
Рауф, Пакистан: В моей стране часто готовят индийские блюда. Любимыми являются «Бирьяни» и «Пулао» - вариации риса с добавлением мяса, рыбы, сырых яиц, овощей и большого количества приправ. Если не привез специи из дома, то найти нужные здесь практически невозможно. И приходится готовить без пряностей.
Ори, Венесуэла: Иногда у меня не хватает времени готовить дома. Поэтому я ем в кафетерии своего института или в фастфуде, вроде «KFC» и «Додо Пицца». Что касается выбора продуктов, то обычно я захожу в «Магнит» или «Ленту» и покупаю мясо, йогурт, сыр, хлеб, хлопья, овощи и немного фруктов.
Кэтрин, Казахстан: Первое время было непонятно, что брать из продуктов, а их стоимость сбивала с толку. Раньше постоянно переводила рубли в тенге, но со временем перестала, хоть и к рублям до сих пор не привыкла.
Проблемы в транспорте
Великий Новгород – не самый большой город России, но это не мешает иностранцам путаться в топонимах и попадать в разные ситуации. В первое время особенно легко уехать не туда.
Кэтрин, Казахстан: Сейчас я живу рядом с институтом, но раньше у меня были проблемы — постоянно садилась не на тот автобус или пропускала свою остановку. Могу сказать, что в ваших улицах и переулках разобраться не сложно. Если честно, Великий Новгород в два раза больше, чем мой родной город, но здесь я ориентируюсь гораздо лучше.
Рауф, Пакистан: Я не доволен ценами на автобусные билеты. В моей стране бензин стоит 300 крон за литр, примерно 83 рубля. При этом цена билета на автобус составляет 30 крон – 8 рублей на российские деньги. Цены на бензин и газ в России очень дешевые, но билет почему-то все равно дорогой.
Однако высокая цена и опасность заблудиться – не единственные проблемы, подстерегающие иностранцев в транспорте.
Адама, Кот-д'Ивуар: Однажды я стал жертвой расистских оскорблений в автобусе. Увидев меня, одна женщина начала кричать: «Зачем вы сюда приехали? Поезжайте к себе домой в Африку! Вы чернокожие, вам здесь не место, я вас ненавижу». Кондуктор меня защитила. Вообще в России много хороших людей. Когда я учился на первом курсе, неожиданно сломал лодыжку на футболе. Во время лечения в областной больнице, я лежал в одной палате с тремя дедушками. Они заметили, что мне не очень нравится больничная еда, и подарили печенье, конфеты, чай, молоко, фрукты. Они делали это до тех пор, пока я не выписался.
Ори, Венесуэла: Однажды я ехала в автобусе поздно ночью, и кондуктор был пьян. Он наговорил мне и моему другу много оскорбительных слов. Я была напугана. Хочу отметить, что надо мной часто смеются, потому что я не очень хорошо говорю или понимаю по-русски, игнорируют меня здесь по той же причине. В большинстве случаев, если я обращаюсь к своим одногруппникам за помощью, они мне не отвечают. Однако несколько русских друзей у меня всё же есть.
Непростое соседство
Студенты признаются – трудно соблюдать чистоту, когда в одном помещении живут люди с Кавказа, из Китая, Казахстана и Африки. Просто поверьте. У всех свои взгляды. Даже просто ужиться таким пестрым составом бывает довольно проблематично.
Ори, Венесуэла: Что касается моих соседей по общежитию, иногда мне сложно, потому что у нас проблемы с уборкой и шумом. Я стараюсь быть настолько милой, насколько могу, хотя это непросто. Большинство живущих не заботятся о том, чтобы убрать то, что они испачкали, даже если сейчас их очередь.
Олеся, Россия: У нас в общежитии группа студентов-мусульман как-то собралась отмечать Рамадан. Столовых в общагах нет, и администрация разрешила им занять одну из учебных комнат. Празднующие просто взяли и закрылись на ключ, потому что другие студенты там мусорили. Желающих прийти и позаниматься это возмутило и возник конфликт. После долгого разбирательства учебки открыли, но мусорить запретили строго-настрого. Иначе опять закроют. Представителям разных национальностей вообще сложно жить вместе. Я раньше жила с иностранной соседкой. Бывали моменты, когда она неожиданно начинала молиться. Поначалу я немножко пугалась, но понимала: «ладно, это религия».
Среди иностранных студентов НовГУ 347 человек – египтяне, 324 студента – из Таджикистана, 100 человек приехали из Марокко, 87 – из Индии, есть представители Китая, Пакистана, Казахстана, Узбекистана и других стран.
Автор: Маргарита Шпаковская
Фото Лидии Яковлевой, Андрея Циликова, Светланы Разумовской