Он передан Музею еврейского народа (АНУ) в Тель-Авиве.
Накануне на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за $38,1 млн был продан древнейший экземпляр Танаха, дошедший до нас почти в полном виде, — Кодекс Сассуна (9 век н.э.). Он назван в честь бизнесмена, филантропа и коллекционера иудаики Дэвида Соломона Сассуна, которому принадлежала книга.
Покупатель — бывший американский дипломат Альфред Мозес. Свое приобретение он передал Музею еврейского народа (АНУ) в Тель-Авиве.
Ирина Невзлина, председатель совета директоров музея АНУ, сказала:
«Мы очень взволнованы. Кодекс Сассуна возвращается к нам — в крупнейший музей в мире. Особо примечательно, что происходит это накануне Шавуота, праздника дарования Торы».
Кодекс Сассуна стал самой дорогой еврейской рукописью из когда-либо проданных и одним из самых дорогих памятников письменности в истории. Но ожидаемой сенсации не случилось. Аукцион предполагал, что он уйдет за 50 млн долларов, став самым дорогим изданием, когда-либо проданным на аукционе. Этого не произошло. Рекордом по-прежнему остается экземпляр Конституции США 1787 года, проданный два года назад на Sotheby’s за $43,2 млн.
Эксперт по иудаике и рукописям аукционного дома Sotheby’s Шарон Минц отметила:
«В случае с конституцией до нас дошли 13 экземпляров из первого выпуска. Здесь же мы имеем дело с единственной сохранившейся копией».
По данным New York Times, книга считалась утерянной на протяжении более 600 лет после разрушения синагоги на северо-востоке Сирии, где она хранилась, поэтому иногда книга называется «Дамасское пятикнижие» (Damascus Pentateuch). В рукописи присутствуют полная огласовка, акцентуация и масоретские примечания. Текст выполнен на пергаменте восточным квадратным шрифтом, содержит по три столбца на каждой странице, по 20 строк в каждом столбце.
Для изготовления манускрипта потребовалось более 100 шкур животных. Весь он выполнен одним писцом. Помимо прочего, его работа считается шедевром каллиграфии. На книге есть отметки, свидетельствующие о разных владельцах на протяжении многих лет. Они указывают и на последнего владельца рукописи, до того как она пропала после разрушения синагоги в современном сирийском городе Маркада, пока Сассун не купил ее во Франкфурте.