Найти тему
Добрый психолог

О внутреннем ребёнке

Алексей Венецианов «Вот-те и батькин обед!»
Алексей Венецианов «Вот-те и батькин обед!»

В психологии и психотерапии часто используется термин «внутренний ребёнок». Под ним подразумевается некий компонент нашей личности. Что же это за компонент, как он проявляется в нас и как влияет на нашу жизнь.

Часть личности, именуемая «внутренним ребенком», имеет также другие названия, такие как: «Настоящее Я», «Божественное дитя», «Внутреннее ядро», «Высшее Я», и т.д. Впервые описал архетип ребенка как часть коллективного бессознательного швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, основатель аналитической психологии, соратник Зигмунда Фрейда, позднее разошедшийся с ним во взглядах. По Юнгу, архетип ребенка – «предсознательный аспект детства коллективной души». То есть это не просто личный опыт и переживания детства каждого конкретного человека, но и образы ребенка и детства, сложившиеся веками в человеческой культуре на основе так называемой коллективной предпамяти (коллективного бессознательного), которое, в свою в свою очередь, присуще всему обществу и едино для него. Само же понятие «Внутренний ребенок», рассматриваемое мной сегдня, ввел американский психолог и психиатр Эрик Берн. Он описал три части эго (субличности) присущие человеку: родитель, взрослый и ребенок. То, как они проявляют себя и взаимодействуют между собой,по Берну, определяется прошлым опытом каждого из нас. Если во «Взрослом» сконцентрировано все то, что можно назвать логичным, рациональным, разумным, в «Родителе» собраны нормы, принципы, устои, усвоенные человеком в собственной родительской семье на основе наблюдения за отцом и матерью, то во «Внутреннем ребенке» мы найдем творчество, эмоциональность, ощущение беспричинного счастья, естественность, спонтанность, но также и страхи. Не зря именно эту часть эго называют «Настоящим Я».

​Все эти три части личности важны и интересны, но ребенок, пожалуй, интереснее всего. Основная отличительная черта этой субличности – наличие большого запаса энергии радости, творчества, любви, которая отсутствует у других субличностей. Причем именно субличности внутреннего родителя отведена роль контроля этой энергии, а внутреннему взрослому необходимо примерять и находить компромиссы между ребенком и родителем. Как это работает? Например, внутренний ребенок у взрослого мужчины программиста хочет играть в Minecraft и ему все равно, что уже поздний вечер и работа не выполнена. Тогда внутренний родитель начинает настаивать на том, что играть нельзя, а необходимо работать. Но сделать такой выбор довольно сложно, тогда взрослая часть принимает решение сначала выполнить работу, а потом играть столько, сколько хватит сил. Важно контролировать своего внутреннего ребенка, но не забывать про него и иногда давать волю. Потому что если контроля не будет, в жизни может наступить хаос, но, если его задавить, исчезнет радость жизни и творческая энергия.

Всем нам случается дурачиться, совершать глупые поступки, радоваться без особых на то причин. Все это проявления нашего внутреннего ребенка. Капризничать и требовать ему тоже свойственно. Поэтому необходимоналадить с ним диалог и помочь, если эта часть личности травмирована, что бывает довольно часто.

Если в детстве человек не получил необходимого опыта безопасной привязанности, заботы, принятия и любви, то это отражается на его личности, поведении, его взглядах. И, возможно, повзрослев, он оброс психологическими защитами, приспособился, научился компенсировать свои негативные установки и травмы, но где-то внутри остался травмированный внутренний ребенок. И в кризисные моменты жизни или моменты, напоминающие травматичные ситуации детства, травмированный внутренний ребенок будет давать о себе знать. Как же он будет это делать? С помощью эмоций. Случалось ли Вам ощущать жалость к себе и желание расплакаться, чтобы кто-нибудь пожалел? Если да, то это внутренний ребенок проявлял себя. И желательно в такие моменты действительно «пожалеть» своего внутреннего ребенка и понять, что же ему надо. Иногда люди, став родителями, взаимодействуют со своими детьми через призму состояния своего внутреннего ребенка и пытаются удовлетворить потребности не своего настоящего, а внутреннего дитя. Например, папе, которому в детстве родители ничего не покупали, важно, чтобы у его сына было все, что он захочет, что, конечно же, не всегда имеет положительные последствия. Или маме, которую родители в детстве не защищали и не заботились в полной мере, важно окружить своих детей вниманием и заботой. Иногда это перерастает в гиперопеку и другие неприятные вещи.  

Наше внутреннее дитя - неотъемлемая часть нас, про которую нельзя забывать и игнорировать. Для того чтобы понять и наладить с ней диалог, существует много техник, которые можно использовать самостоятельно или под контролем специалиста. Если эта часть личности травмирована, сделать это будет тяжело, но необходимо,чтобы помочь себе.

Приведу пример одной из таких техник. Она взята из книги Джанетт Рейнуоттер «Это в ваших силах». Техника называется «Приласкайте ребенка, которым вы были»:

1. Примите удобную для вас позу, расслабьтесь, закройте глаза, войдите в спокойное состояние сознания.

2. Выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства. Представьте себя, каким вы были тогда. Каким вы видите Себя-Ребенка? Он сидит, лежит или идет? Что он чувствует?

3. Обратитесь к нему. Скажите ему несколько теплых слов одобрения и поддержки. Посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему таким родителем (крестным отцом или крестной матерью), какого вы сами хотели иметь.

4. Когда вы закончите это упражнение, обязательно запишите чувства и мысли, пришедшие вам в голову. Для многих людей это очень сильное переживание, а часто и своего рода «прорыв».