Фильм «Мост в Терабитию» (2007) американского режиссёра, мультипликатора и сценариста Габора Чупо, который, скорее всего, более известен Вам по культовым анимационным работам «Ох уж эти детки», «Как говорит Джинджер» и «Джуманджи», на мой взгляд, является одним из самых интереснейших и глубоких детских и семейных фильмов XXI века.
Я решился проанализировать фильм только после того, как благодаря карантину 2020 года вновь «окунулся» в детство. «Мост в Терабитию» в мои детские годы колебался между первым и вторым местом моего собственного топа, ступая в баталии и коллизии с «Громобоем» (2006) Джеффри Сакса, с юным Алексом Петтифером в главной роли. С одной стороны - брутальное мальчишеское кино, а с другой - детская фантастика с троллями и сказочным лесом. Но что-то в этой казавшейся, на первый взгляд, обычной инфантильной фантазии манило необъяснимо. И мне кажется, я нашёл это самое «что-то»…
Пересматривая фильм сейчас, ты понимаешь, что актёрская игра детей не на особом уровне, сюжет развивается не совсем логично, не до конца использован инструментарий киноязыка, в общем - все излишки моей профессии дают о себе знать! Но что до сих пор сохраняет некий магический шарм и флёр, так это поэтические метафоры и чудные визуальные образы, которые отсылают ко многим другим отраслям человеческой деятельности. Очевидно, что юноша десяти лет вроде меня не особо задумывался над символами, кишащими, в хорошем смысле этого слова, в фильме в каждом углу, просто потому, что он этой семантикой не интересовался. Посмотрев на киноработу новым, более взрослым и научным взглядом, я нашёл много интересного.
Для тех, кто не знаком с сюжетом данного фильма и тех, кто уже что-то подзабыл, предлагаю немного освежить память. Картина повествует о десятилетнем замкнутом в себе мальчике – Джессе Ааронсе, роль которого исполнил Джош Хатчерсон (Да-да, тот самый Пит из «Голодных игр»). У Джесса довольно натянутые отношения с родителями, которые в свою очередь, несмотря на финансовые проблемы, всё-таки пытаются поддерживать сына и материально и духовно. Мальчик обожает бег, ведь только в процессе бега он ощущает свободу и уверенность в своих силах, которых ему так не хватает в повседневной жизни. Вскоре в школе, в которой обучается Джесс, появляется новенькая девочка по имени Лесли (Аннасофия Робб – «Притворство»). Они очень быстро находят общий язык, и спустя демонстрирование собственных рисунков Джессом и совместный бег вдоль близлежащего к их домам (они соседи) леса, они становятся очень дружны. Дальнейшие события будут описываться, вплетаясь в символизм фильма.
Сценарий к фильму «Мост в Терабитию» написал Дэвид Патерсон, сын современной американской писательницы Кэтрин Патерсон, по чьей одноимённой повести (1977) и снят фильм. И этот факт очень важен в понимании этой работы. Дело в том, что повесть Патерсон отчасти основана на реальных событиях, произошедших с Дэвидом в детстве. Очевидно, что, как и в большинстве иных случаев, фильм не совсем похож на книгу. И по мне, это больше, чем логично. Дэвид, готовя сценарий к экранизации повести своей матери, решил вложить туда и свою собственную боль, свои собственные переживания тех детских дней.
Первый символ в фильме, который бросается в глаза, это девичьи кроссовки, которыми мама Джесса предлагает ему заменить свои рванные кеды, аргументируя это негативным финансовым состоянием семьи - «за неимением лучшего и это сойдёт». На этих кроссовках явно выделяются розовые полосы, которые Джесс тут же берётся закрашивать в чёрный цвет. Розовый цвет всегда считался цветом эскапистским, цветом наслаждения собственными мыслями и фантасмагориями («жизнь в розовых очках», «жизнь в розовом цвете»). Джесс не решается отдаваться своему внутреннему миру в полной мере, поэтому закрашивает розовый в чёрный. Также, эта деталь может значить намёк на скорейшее появление в истории Лесли.
В сцене, когда Лесли появляется в школе и её представляют классу, мы видим, что её внешний вид заметно оторочен розовым цветом. А когда она одолевает в марафоне Джесса, становится понятно, что Лесли играет роль некого проводника Джесса в мир грёз.
Образ Джесса в фильме не зря подкреплён его творческим началом, – он художник. Попытка Лесли открыть для него новый мир может также олицетворять и поиск вдохновения созидающего.
После того, как Лесли и Джесс становятся дружны, они отправляются в лес, находящийся недалеко от их домов. На пути им встречается преграда – пруд, над которым нет моста. Единственный способ оказаться на противоположной стороне – это канат. И вот здесь начинается самое интересное.
Дело в том, что лес – это достаточно древний архетип и мифологический образ, включающий множество интерпретаций. Очевидно, что эта лесная территория чужда Джессу, ведь именно она впоследствии будет символизировать сказочный мир, которого он так сторонится. Фольклорный лес всегда был наполнен различными лешими, троллями, гномами, лесными духами, русалками и прочей чистой и нечистой силой, поэтому не удивительно, почему именно этот образ связан с миром грёз.
Но мне видится в здешней ипостаси леса ещё и психологический аспект, о котором изрекался Зигмунд Фрейд. В его толкованиях сновидений лес обретает довольно мрачную окраску. Лес с точки зрения австрийского психолога – это некий замкнутый круг, некая запутанность в собственном жизненном пути, безвыходность в определённых бытовых ситуациях. На мой взгляд, лес, в который попадает Джесс, ничем не отличается от фрейдистского леса. Юноша также застрял в собственных личностных проблемах и не осмеливается выйти сквозь урманы к ярко палящему солнцу, продолжая цепляться за рогатые ветки, обрастающие вокруг него.
Символ отсутствия дороги через пруд тоже достаточно интересен, правда не так уж и нов. Есть в этом образе что-то от Рубикона, что-то от Стикса, что-то от Ахерона. Тем самым Лесли служит для Джесса проводником в новый мир, самобытным Вергилием или Хароном, как хотите, ведь именно она хватается за канат и перебирается на противоположную сторону леса. Собака в подарок Лесли от Джесса тоже не случайна, собаки издревле считаются проводниками людей в потусторонние миры.
В отношениях Лесли и Джесса с природой есть очень интересные нюансы, напоминающие так называемую викканскую мораль. Данная мораль проповедуется религиозным неоязыческим культом под названием викка, основанным на почитании природы. Они сострадают природе, отдают ей свою силу и мощь, защищают и оберегают её. Вследствие такого отношения природа анимирует своих детей. Например, гигантский тролль, который возникает из стволов деревьев, оружие, трансформирующееся из веток и шишек. Магия и волшебство, обитающее в лесу аккуратно вплетаются в общую викканскую картину происходящего.
Почему Лесли нарекает лес Терабитией? Вопрос действительно интересный. На самом деле, это своеобразная отсылка к повести «Покоритель зари, или Плавание на край света» (1952) британского писателя-фантаста Клайва Льюиса, в которой один из нарнийских островов носил название Теребинтия. Неологизм Теребинтия Льюис придумал, когда создал вымышленный остров, отведённый для вполне реального теребинта, терпентиннового дерева. Съёмки фильма, кстати, проводились в Новой Зеландии, чья природа более приближена к описываемой в книге.
В фильме также присутствует банальный любовный треугольник, который не сразу-то бросается в глаза. Согласно книге Патерсон, мисс Эдмондс, учительница Джесса, которую в фильме сыграла Зоуи Дешанель («500 дней лета», «Всегда говори Да!»), нравится Джессу. Именно этим и обусловлен его отказ брать Лесли с собой и мисс Эдмондс в музей. Джесс тайно любит свою учительницу, а Лесли явно испытывает симпатию к Джессу, мисс Эдмондс же просто хочет помочь Джессу разобраться в себе. Момент, когда Джесс в кадре цитирует слова своего отца - «Хватит витать в облаках!» подтверждают его порывы к мисс Эдмондс. Он изрекает эти слова, как взрослый самостоятельный человек, каковой и является его учительница.
Именно этот поворот событий разбивает сюжет на несколько интерпретаций. Большинство кинокритиков сходятся в мнении, что Лесли – это плод воображения Джесса, его вымышленный друг. Кто-то же утверждает, что это самый что ни на есть друг во плоти.
Если брать в орудие первую версию, то становится очевидно, почему Лесли тонет в пруду. Это происшествие символизирует полную отдачу своего сердца Джессом мисс Эдмондс. Вымышленный друг больше не необходим.
Но если вспомнить, что книга Патерсон написана для собственного сына, чтобы тот пережил реальную потерю своей подруги, которую убило ударом молнии в 1974 году, то вполне возможно, что Лесли в книге – реальный персонаж, который помогла Джессу обрести новую любовь и счастье.
Лесли погибает потому, что целомудренна и космогонична, она тесно связана со вселенной и природой, а значит - её место не на земле, а там, где кроны касаются неба, а корни устремляются к центру земли. Она гибнет, почти как Офелия. Не зря в сцене, когда семья Джесса вместе с Лесли возвращаются домой из церкви, она бросает: «У Господа нет времени на людей, он занят созданием всего этого». Чего «этого»? Конечно же мироустройства, уютного уголка для всего живого на земле, чем и является Терабития.
Кажется, что миссией Лесли на Земле было лишь открыть глаза Джессу. Когда он попадает в Терабитию, лес полон тварями, олицетворяющими его окружение: боевые белки, несущиеся за ними с криками «тебе кранты!», как говорили ему издевающиеся над ним одноклассники. Или сцена, когда Джесс бежит в лес, отказываясь смириться со смертью Лесли, и его отец на секунду напоминает некоего лешего, бегущего за ним. Когда Лесли покидает Джесса, Терабития царит только положительными эмоциями и мифическими персонажами.
Довольно интересный символ рождается, когда Джесс отпускает по воде кораблик с портретом Лесли, как бы отпуская её в физическом смысле, но храня внутри себя духовно. К такому же приёму прибегает Стивен Кинг во втором томе романа «Оно», когда главный герой отправляет иллюзорный кораблик своего младшего брата вдоль по сточной воде.
Мост, построенный Джессом соединяет мир реальности и мир вымысла, тем самым разбивая границы между ними, впуская в оба мира частицы противоположных миров, которые по мнению Джесса должны дополнять друг друга. Его маленькая сестрёнка, ставшая принцессой Терабитии, - это символ его общего примирения. Он находит общий язык с семьёй, со сверстниками, с учительницей. Им начинает двигать любовь, любовь духовная и любовь душевная.
«Мост в Терабитию» - это чудное кино, которое разбивает общепринятые рамки о детском фантазийном фильме и семейной атмосфере. Это кино, которое учит любить и жить, верить и творить, учиться и искать. Это кино, которое делает ребёнка взрослым, а взрослого ребёнком. Это хорошее кино!
p.s. Дженис Эвери, та самая главная школьная хулиганка, которая в процессе истории поменялась до неузнаваемости, и даже стала добрым троллем в мире Джесса, отдалённо похожа на Дженис Джоплин, американскую рок-певицу, относящуюся к рядам хиппи. Возможно это всего лишь совпадение и в плане имени и в плане внешности… В общем, решать Вам…
Материал подготовлен на основе открытых источников:
Кинопоиск - «Мост в Терабитию»
Яндекс Дзен - «Мост в Терабитию. Фильм, который меня впечатлил»
Яндекс Дзен - «Мост в Терабитию - скрытый смысл»