Найти тему
Катехизис и Катарсис

Лиз Тейлор

Она была уникально красива. Удивительно синие глаза и два ряда ресниц — словно сама природа создала её для кинокамеры. И камера её действительно любила.

Елизабет Розамунд Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне. Её родители, американцы, увезли маленькую Лиз в США прямо накануне Второй Мировой, в апреле 1939 года. И это оказалось просто офигеть как вовремя. В Америке семейство поселилось в Беверли-Хилс, Калифорния. Это был удачный выбор как для отца, который держал частную галерею, так и для старта карьеры самой Элизабет. Нет, это не было самоцелью, просто знакомые и даже случайные прохожие советовали матери Лиз отвезти дочь на кинопробы, потому как такому типажу внешности пропадать страшный грех. Почти фиолетовые глаза, обрамленные двумя рядами густых ресниц, да и в остальном ребёнок был красив не то слово. И, поскольку возвращение в Лондон не было вероятным, мать согласилась и отвела Элизабет на прослушивание сразу в две компании — Universal Pictures и MGM. Лиз прошла в обе, но выбрали ей в итоге Universal. Выбор был неудачный, после всего одного фильма контракт был расторгнут, так как боссы студии посчитали, что у Лиз слишком старые глаза и в лице нет ничего детского. На момент этого заявления девочке было восемь лет.

MGM воспользовались данной возможностью и заключили с Тейлор семилетний контракт. Ребёнок говорил с английским акцентом, что было важно для некоторых фильмов. Первую главную роль Тейлор получила в 12 лет. Это был «Национальный Вельвет» и роль девушки-жокея, пытающейся участвовать в чисто мужском соревновании. Ради неё съёмки фильма даже переносили. Дело в том, что Лиз никогда не была высокой, а в 12 лет её рост показался недостаточным для режиссёра и фильм отложили, чтобы главная актриса смогла подрасти. С «Национальным вельветом» к Лиз Тейлор пришла настоящая популярность. Детство закончилось, началась карьера актрисы.

MGM контролировала все аспекты жизни своих актёров. Студия следила, чтобы Элизабет хорошо себя вела в школе и на съёмках, занималась уроками пения и танцев. Они опубликовали книжку Тейлор с сочинениями о жизни домашнего бурундука и сделали по этой книжке бумажных кукол и книжки-раскраски. И, конечно же, всё это дело успешно продали. Когда Тейлор исполнилось 15, её образ подвергся изменениям. Для того, чтобы показывать актрису более зрелой, ей устраивали свидания, приглашали на вечеринки, всё это документировалось фотосессиями и интервью. Вся её жизнь того периода это сказка. Сказка, в которой главный герой не может сделать и шага без воли писателя. Сравнения со взрослыми актрисами также шли на пользу образа. Образы в кино также сменились. Её начали больше показывать как соблазнительницу, очаровательную, но уже достаточно взрослую для любви девушку. Фильмы с участием Тейлор имеют коммерческий успех, а это значит, что образ попал в цель.

К совсем уже взрослым ролям Лиз переводят в 18 лет. Первый такой фильм, «Заговорщик», был отснят, когда ей было 16, но ожидал её 18 лет, потому как ей была дана роль взрослой замужней женщины. В качестве рекламного анонса к фильму «Отец невесты» была организована большая свадьба Элизабет Тейлор и подходящего ей мужа, наследника сети отелей Конрада Хилтона. Брак продержится всего восемь месяцев и развод станет оглушительным скандалом, за который MGM свою звезду по голове не погладит. А в качестве наказания заставит сниматься не в лучшем фильме.

Первой серьёзной взрослой ролью для Тейлор стал «Место под солнцем». По словам актрисы, в этом фильме её попросили играть, а не быть собой как требовалось ранее. И она справилась. Она была идеальна в роли разлучницы, избалованной светской львицы. По словам режиссёра картины, никто другой не подошёл бы на роль как Лиз. Именно она была девушкой — американской мечтой. Дорогой и сногсшибательно красивой. Фильм имел большой коммерческий успех и кассу в 3 миллиона долларов. Следующий крупный проект студии, «Айвенго», снимался в Англии и добился таких результатов, что 3 миллиона стали казаться едва ли не провалом. Речь об 11 миллионах долларов США на момент 1952 года.

Летом 1952 года Лиз подписывает новый контракт с MGM. Не то, чтобы ей этого сильно хотелось, но ей платили немало, а деньги в тот период жизни были важны как никогда. Новый брак, с английским актёром, у которого в Америке нет особо ничего, а также беременность сделали её положение ещё более уязвимым. Студия этим воспользовалась, милостиво выделив сумму в 4700 долларов для покупки дома и пустив корни своего контроля ещё глубже в жизнь своей молодой звезды. Первые два фильма по новому контракту вышли с разницей в 10 дней. Мало того, кроме перевыполнения плана по съёмкам тут, MGM решает одолжить свою стахановскую звезду Парамаунтам, когда их Вивьен Ли заболела и была временно нетрудоспособна. Лиз терпеть не могла исторические фильмы, потому что для них нужно было слишком рано приезжать на съёмочную площадку и бесконечно долго гримироваться и переодеваться, и MGM с большим удовольствием её туда запихивало, когда была такая возможность.

Помимо ролей и мужей у Лиз был ещё и характер. А режиссёры послушных девочек любят больше, чем дам с характером. Тейлор получила роль в «Гиганте» и съёмки фильма проходили в Техасе, вдали от дома. Режиссёр картины, Джорж Стивенсон, решил, что это прекрасное время, чтобы попытаться сломать Тейлор, сделав её покорной куколкой без малейших намёков на собственное видение. Не прокатило. Такой подход не помог фильму в целом, а тут ещё и партнёр по съёмкам погибает в автокатастрофе, но Элизабет справилась с ролью хорошо и получила множество прекрасных отзывов о своей работе.

Следующим трудным фильмом в карьере можно назвать «Кошку на раскалённой крыше». И тут дело не в самом фильме или роли Тейлор в нём, она справилась отлично. Но именно в этот период погибает её новый муж, оставив после себя не только разбитое от потери любимого сердце, но и приличное такое количество долгов. Чтобы не сойти с ума, Тейлор с головой ушла в работу. Скорбящая вдова быстро пришла в себя и нареклась разлучницей после того, как увлеклась певцом Эдди Фишером, состоящем в «идеальном» браке с актрисой Дебби Рейнольдс. MGM это понравилось и они активно использовали скандал для продвижения своей звезды и фильмов с её участием. В целом, MGM не гнушались использовать сексуальность Лиз Тейлор для продвижения даже самых неоднозначных фильмов, в которых речь о красотках даже в сценарий не заглядывала.

Но всё это меркнет перед Клеопатрой. После завершения контракта с MGM Тейлор подписалась на фильм 20 Century Fox «Клеопатра». Этот фильм принёс ей 1 миллион долларов и ещё 10% от сборов, сделав самой кассовой актрисой того времени. А также Ричарда Бёртона, почти смертельную пневмонию и несколько крупных скандалов. Первым был скандал, когда информационное агентство по ошибке сообщило, что Тейлор померла. Такое иногда бывает и потому слишком сильно на репутацию никого не повлияло. Затем разразился скандал о внебрачной связи Тейлор и Бёртона. Это было громко, осуждаемо, но Лиз было не привыкать. А после завершения съёмок выяснилось, что самый дорогой фильм в истории студии (на тот момент) нужно как-то окупать, а из 62 миллионов, потраченных на съёмки кинотеатры отбили лишь 15. И вот тут уже обвинили Тейлор в аппетитах и в том, что её гонорары обанкротили студию и она является причиной того, что у фоксов всё так плохо.

Дальнейшие переговоры по картинам с фоксами провалились под дружное «не потянем», а вот сторонние компании вроде Metrocolor увидели в этом шанс и начали активно зазывать этих двоих на совместные проекты. Такая стратегия принесла успех. Фильмы и телепередачи с их участием окупались. В общей сложности, союз Тейлор и Бёртона принёс на двоих им 88 миллионов за следующее десятилетие. Что по меркам тех лет куда больше, чем сейчас, но даже сейчас дофига.

К концу 1960-х популярность Тейлор подошла к концу. Она уже стала слишком возрастной и не могла тягаться с новыми звёздами Голливуда. От неё устали, её образ невероятно богатой и беспечной дивы стал подвергаться критике всё чаще. Нет, она не стала играть хуже и фильмы с ней даже собирали кассу. Но это уже было совсем не то. К концу 1970-х стало окончательно ясно, что пора завязывать. Постепенно, появляясь то на телевидении, то на театральной сцене, Лиз Тейлор ушла из поля зрения.

Ну а личная и общественная жизнь Лиз Тейлор стоит отдельной заметки, так что о ней мы поговорим в другой части.

Статья Марии Заке