Все же необходимо добавить к картине поп-арта еще одну краску, а то полотно, или, скорее, коллаж, будет неполным. Предтеча предтеч pop-art'a, Рихард Линднер (Richard Lindner; 1901–1978) застал расцвет предугаданного им стиля и даже был знаком с некоторыми его мэтрами. А вот киберпанк, который он тоже предвосхитил, возник почти десятилетие спустя после его смерти. В то же время, при жизни Линднер сторонился всех и всяческих объединений и направлений, и был создателем собственной мифологии, пропитанной оттенками культуры кабаре Берлина 1930-х годов.
Линднер – автор нескольких культовых изображений, в том числе этого, ставшего обложкой первого издания книги «Антиэдип» Жиля Делёза и Феликса Гваттари (1972).
Его образами вдохновлялся создатель анимации The Yellow Submarine Хайнц Эйдельманн, а подсказал ему этот неиссякаемый источник юмора и психоделики Джон Леннон, влюбленный в работы Линднера.
Линднер, любимый художник Джона Леннона, изображен в числе 57 знаменитых людей на обложке альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band.
Сын немецкого еврея и американки, в 1920-х гг. Рихард учился в Kunstgewerbeschule (Школа искусств и ремесел, ныне Нюрнбергская академия изящных искусств), а затем в Академии изящных искусств в Мюнхене. Позже он говорил, что решил посвятить себя изобразительному искусству, поскольку ему нравился богемный образ жизни, а не тот, который он вел, будучи клерком отцовской мастерской по пошиву корсетов.
Он работал арт-директором знаменитого издательства Knorr und Hirth в Мюнхене, которое было колыбелью нацистской партии. По легенде, он даже познакомился с Гитлером в ходе подготовки иллюстраций для его книг.
В то же время, у еврея Линднера не было никаких иллюзий относительно того, что с ним случится, если фашисты подчинят себе Германию. В 1933 г., на следующий день после прихода к власти нацистов, он покинул Германию и отправился в Париж.
После оккупации Парижа нацистами Линднер пытался связаться с Сопротивлением, чтобы присоединиться к французской или британской армии, но был арестован гестапо. Он смог сбежать из окна второго этажа, будучи прикованным наручниками к стулу. В 1941 г. ему удалось эмигрировать в Соединенные Штаты и поселиться в Нью-Йорке.
Первое время он зарабатывал на жизнь, рисуя для журналов Vogue, Fortune и Harper's Bazaar, а также играя на пианино в ресторанах и кинотеатрах.
Он чувствовал себя скорее жителем Нью-Йорка, чем американцем. Он любил суровость города и то, что «[здесь] все - артисты. Город - это огромная сцена, работающая двадцать четыре часа в сутки». Линднеру удалось установить прочные связи с другими немецкими иммигрантами, в том числе с Альбертом Эйнштейном, Марлен Дитрих и Саулом Стейнбергом.
В 1948-м Линднер стал гражданином США. К этому времени он стал частью бурлящей арт-сцены Нью-Йорка и подружился со многими ведущими художниками того времени. Его особенно привлекали абстрактные экспрессионисты, такие как Джексон Поллок, которые впервые создавали уникальное американское направление в искусстве.
В кон. 1950-х Линднер решил целиком посвятить себя творчеству и посмотреть, что из этого получиться. После 1959 г. он неоднократно встречался с Энди Уорхолом. По словам Линднера, решающий момент в его карьере настал в нач. 1960-х годов, когда его идеи соединились с идеями поп-арта. Ныне его стиль описывается искусствоведами как "механистический кубизм”.
"В городских джунглях [Нью-Йорка] Линднер создал свою вселенную: захватывающие и мощные образы роботоподобных фигурок, амазонок и героинь, арлекинов и самозваных героев – такой была его художественная панорама бунтарских 60-х и 70-х годов ХХ века" (цитата из монографии).
В послевоенном американском арт-мире они был одним из немногих фигуративных художников. Но его ценили за образы брутальных и свирепых женщин: в эпоху «живописи после живописи» он придал новый смысл выражению femme fatale.
“Его абстрактные фоны и полиграфически яркие краски указывают на эстетику плаката и мир рекламы; психологические ассоциации между предметами и персонажами связывают его с сюрреализмом; формальное разложение предметов взято из кубизма; и, наконец, его художественный язык и яркая палитра связывают его с поп-артом” (цитата из презентации выставки Линднера в музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид).
Линднер был не только успешным художником, но и востребованным преподавателем: он читал лекции в Институте Пратта в Бруклине и в Йельском университете в Нью-Хейвене.
“Его загадочный художественный мир, полный автобиографических отсылок, эротических коннотаций и литературных реминисценций, является результатом идеального симбиоза окружающей среды американского мегаполиса и европейского культурного фона начала ХХ века, лежащего в основе интеллектуального мира этого художника” (цитата из презентации выставки Линднера в музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид).
Дорогие друзья, не сдерживайте себя: ставьте лайки, дизлайки, пишите комментарии. Монетизацию мы по разным причинам не подключали, поэтому указанные знаки внимания – единственная награда для канала
ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА