Томск, Россия
Елена Поданева
Медиатренер, специалист по информационной работе Томского областного Российско-немецкого дома
В Томском областном Российско-немецком доме придумали, как увлечь молодежь идеей сохранения культурных традиций народа. В 2021 году там открыли этнокультурный клуб для подростков «Этноблогер», в котором молодежь знакомится с историей и культурой российских немцев путем создания видеопроектов.
Видеотворчество и блогинг – трендовые направления, относящиеся к сфере интересов подростков и предлагающие творческую форму изучения традиций. Поэтому Томский РНД решил дать молодым ребятам возможность почувствовать себя блогерами и собрал их в своем новом клубе «Этноблогер». Его программа сочетает практический, творческо технический и этнокультурный компоненты, включает в себя обучение по нескольким самостоятельным темам: основы видеосъемки и монтажа, медиаграмотность, история и культура российских немцев. То есть, с одной стороны, это медиакурс, участники которого приобретают прикладные знания и навыки в сфере видеопродакшена. С другой – школьники узнают о традиционных праздниках и истории российских немцев, знакомятся с фольклором и даже готовят несложные национальные блюда. Знакомство с традициями и историей происходит в интерактивной форме, школьникам предлагается провести самостоятельное исследование и творчески переосмыслить информацию о российских немцах, например, придумать сценарий для ролика, создать мультфильм или записать интервью. Такой подход к обучению через активное действие обеспечивает более глубокое вовлечение в тему.
Учебная программа выстраивается на полгода в логике от теории к практике. В течение первого месяца участники клуба узнают о базовых правилах композиции и съемки, разбирают их на примере разных блогерских видео и отрывков из фильмов, закрепляют знания на практике путем съемки учебных видео на телефон. Также задача группы на первом этапе – составить план видеопроектов на ближайшее полугодие. Ведущий клуба рассказывает участникам о традиционных праздниках российских немцев и жителей Германии, которые приходятся на этот период, представляет мероприятия Российско-немецкого дома. Так РНД подключает активистов клуба «Этноблогер» к освещению своих мероприятий. Участники придумывают, какие проекты на предложенные темы они хотят снять. После вводных теоретических занятий подростки приступают к практике. Практические занятия – это съемка и монтаж видео, а также публикация готового материла на YouTube или в Instagram (напомним, речь о мероприятиях осенизимы 2021 года) с рекомендациями преподавателя, как это сделать эффективно (изучение ключевых запросов, кликабельное название и превью для YouTube, хештеги, соблюдение авторских прав). При этом на съемку и монтаж собирается не вся группа, а только команды, работающие над конкретным видеопроектом. Например, одна съемочная команда из двух человек (ведущий и оператор) приходит в Российско-немецкий дом на празднование Дня Святого Мартина, а другая мини-группа – на Рождество. И под руководством преподавателя они снимают видеорепортаж о мероприятиях. После съемок проходят практические занятия по монтажу. Эти встречи также выстраиваются по индивидуальному графику. Таким образом, этнокультурный клуб «Этноблогер» может превратиться в детско-юношескую видеостудию, где происходит непрерывный творческий процесс. В клубе обращаются к разным темам и жанрам видеопроектов. Это интервью, мастер-класс, скетч по типу «Ожидание/реальность», мультфильм. В 2021 году, когда российские немцы отмечали 80-ю годовщину депортации советских немцев, участники клуба записали серию интервью на эту тему. Видео рассказывают в целом о депортации и личные истории семей, которые пережили насильственное переселение в 1941-м. Например, директор Томского РНД Александр Гейер рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться его семье, депортированной в Казахстан. Для участников клуба это была новая информация, которая вызвала у них большой эмоциональный отклик. Также подростки сделали несколько видеопроектов о праздниках декабря. Девушки из старшей подгрупы засняли мастер-класс по приготовлению традиционного немецкого печенья «Спекуляциус», которое принято выпекать ко Дню Святого Николауса. Младшая подгруппа 12-летних подростков создала покадровый мультфильм о Пельцникеле – персонаже из фольклора поволжских немцев, который приходит в канун Рождества к шалунам и наказывает их. Творческий процесс включил в себя изучение литературы по теме, создание героев и декораций из пластилина, покадровую съемку, запись закадрового голоса рассказчиков и монтаж мультфильма с добавлением звуковых эффектов. Таким образом, создание анимационного фильма вовлекло подростков в тему народного фольклора через разные формы творчества – от лепки пластилином до саунддизайна. Опыт этнокультурного клуба РНД «Этноблогер» показывает, что видеотворчество – это эффективный инструмент знакомства подростков с национальной культурой и историей. Создание роликов или мультипликации вовлекает молодежь в разные творческие процессы, задействует современную технику, знакомит участников с интересными людьми из сообщества немцев Томской области. Так познавательный процесс происходит через активную деятельность и усиливает интерес молодежи к традициям российских немцев.
БАЗОВЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВИДЕОСЪЕМКИ
Для создания грамотного и динамичного видео важно снимать монтажными фразами, то есть использовать разные точки и планы съемки. Смена крупности и угла зрения каждые 5–15 секунд создает в ролике ритм и удерживает внимание зрителя.
Существует 5 основных планов съемки (масштаба):
— Дальний план (адресный) – это съемка издалека, когда человек занимает в кадре крайне маленькую часть или вовсе отсутствует. Такой план используется, чтобы показать масштаб мероприятия или место действия.
— Общий план – съемка человека или другого объекта в полный рост. Используется, когда важно показать движения человека (например, в танцевальных видео).
— Средний план – съемка человека по линию пояса. Необходимо показать жестикуляцию и движения, но при этом и обозначить эмоции на лице.
— Крупный план – обычно лицо человека. Необходим для передачи эмоций и мимики героя. При съемке мастер-классов по кулинарии или рукоделию используется крупный план рук.
— Детальный план – максимально крупная съемка. Этот план необходим, чтобы акцентировать внимание зрителя на деталях, которые незаметны при общем просмотре (например, узор на костюме, слезы в глазах).
BiZ-Bote, №1/2022: https://bibliothek.rusdeutsch.ru/periodika/gurnali/1064?g=2022.
Этноблогинг в деятельности центра встреч
5 минут
20 прочтений
19 мая 2023