Дорогие читатели! Роман основан на реальных событиях, но национальность героев, их имена, название местности, блюд, а также все обычаи вымышлены.
Часть 10
Зиртана вздрогнула и проснулась, солнце было уже высоко. Выйдя во двор, она почувствовала запах любимого блюда, мать часто пекла на завтрак хворост, посыпая его молотыми орешками и поливая медом. Богато накрытый стол ждал девушку. Агуни кинулась к ней, слезы полились из глаз бедной женщины. Зиртана не оттолкнула ее, обняла, но точно также она пожалела бы любую женщину из Хагдуфа, попади она в такую же ситуацию. Зиртана ничего не чувствовала к Агуни, которая вырастила ее в ласке и любви.
— Папа, — обратилась она к Теффану, — ты обещал отвести меня к моей маме.
Последнее слово больно резануло Агуни, но Зиртана даже не заметила, как изменилась она в лице. Отец запряг ослика, и сразу после завтрака тронулись в путь.
— Нельзя так, Зиртана! — нарушил долгое молчание отец.
— Как? — с вызовом спросила девушка, думая, что родитель начнет сейчас стыдить ее за связь с Вартаном. — На себя посмотрите!
И не дав раскрыть рот отцу, выкрикнула она:
— Вы зачем связались с моей мамой? Она же замужем была!
Отец опустил голову:
—Ты права во всем. Но не об этом я хотел с тобой говорить, — сказал Теффан, — ты почему так с матерью себя повела? Она тебя вырастила и заботилась о тебе как о родной!
Зиртана перебила отца:
— Она мне не мать, и вы это знаете лучше меня! — девушка презрительно хмыкнула.
Отец опустил голову еще ниже.
— Вот именно «как с родной», — проговорила она и отвернулась.
— Чего тебе не хватало? — глухо промолвил Теффан, — ты в чем-то нуждалась? У тебя было абсолютно все, чего ты хотела!
— Что у меня было? — она даже соскочила с телеги, стала яростно размахивать руками и кричать. — У меня ничего не было в вашем мерзком Хагдуфе, вы держали меня всю жизнь в черном теле: то нельзя, это тоже нельзя, сюда не ходи, туда тоже не надо.
— Не смей так говорить про Хагдуф, здесь родились все твои предки! Ты не очень-то исполняла наши требования, не правда ли? — проговорил отец.
— Конечно, я чувствовала что-то не то!
— Ты постоянно грубила и хамила матери, ты ни во что ее не ставила, не уважала нас, и тем не менее мы любили тебя, кормили, поили!
— Еще бы вы меня не кормили! — снова взвилась Зиртана.
— Мы тебя вырастили! — твердо сказал Теффан.
— Да если бы не эта грязная мерзкая повитуха! — взвизгнула Зиртана. — Она все еще жива? Я хочу убить ее! Если бы она тогда не открыла свой рот и ничего не сказала старейшине, то я бы жила со своей родной матерью!
— Не жила бы! — отрезал отец. — Эх, дочка, ничего ты не знаешь! Маруф была из нищей семьи, и ее муж тоже был беден. Ты бы жила в десятки, сотни раз хуже, чем ты провела свое детство и свою юность. И тебя вряд ли взяли бы в такую хорошую семью замуж, в которую ты попала!
— Скажи мне, кто в поселке являлся мужем Маруф? — выкрикнула Зиртана.
— Я ничего тебе не скажу, и так уже достаточно сказал!
— Чего ты боишься? Скажи, чтобы я поверила, что это на самом деле правда, и вы не лишили меня чего-то большего в жизни, чем я повидала с вами?
Теффан замолчал, давая понять, что закрыл эту тему навсегда. На вершину поднялись спустя три часа, и Зиртана увидела небольшой домик, спрятавшийся в кроне огромного старого дерева. Это дерево Зиртана видела с раннего детства, купаясь в речке. Оно притягивало ее, манило своим величием, своими причудливо раскинувшимися ветвями. Она представляла, что это волшебник, застывший навсегда. Зиртане очень хотелось подняться на гору и посидеть в тени этого дерева и узнать его тайну. Она была уверена, что есть тайна, и она не ошиблась.
К ним навстречу выбежал мальчишка чуть помладше Зиртаны и кинулся в объятия к Теффану.
— Папа приехал! — весело закричал он.
Из хижины вышла молодая красивая женщина. Сердце Зиртаны бешено заколотилось, девушка понимала, что Маруф смотрит на нее, но не видит. Она вышла и остановилась, легкая улыбка блуждала на ее губах:
— Теффан, хорошо, что приехал. Мы не ждали тебя сегодня. Идем в дом…— она сделала движение рукой, — ты не один?
Она становилась:
— Кто это? — спросила женщина, схватившись за сердце.
— Маруф, я привез нашу дочь Зиртану.
Маруф упала бы без чувств, хорошо, что юноша стоял рядом, он успел ее поддержать. Теффан тоже подскочил, взял ее на руки и занес в дом, хотя домом это строение назвать было сложно. Он был слишком низкий, совсем маленький. Но внутри было очень чисто, достаточно уютно и светло. Маруф уложили на кровать, она быстро пришла в себя и прошептала:
— Зиртана, подойди ко мне.
Девушка несмело подошла.
— Присядь, — попросила Маруф.
Зиртана тихо плача, присела на самый краешек кровати. Маруф протянула руку к лицу Зиртаны и погладила, затем она потрогала ее уши, нос, лоб и волосы.
— Ты красивая! — сделала она вывод. — Теффан, можно я обниму ее?
Она задала странный вопрос, но Зиртана рыдая уже сама обнимала свою мать.
Маруф стала целовать Зиртану в глаза, в нос, в щеки. Она крепко прижимала к себе дочь и шептала:
— Это моя доченька! Это моя девочка.
Видя все это, мальчик тоже плакал, он был очень смущен, в этой ситуации его никак не представили, а ведь он был единокровным братом Зиртаны. И тут вдруг Теффан словно очнулся:
— Зиртана, это Агдус. Он… твой брат!
— Я уже поняла, — довольно-таки холодно ответила девушка.
В этот момент мальчик готов был броситься к ней в объятия, было видно, что он очень желал этого, но Зиртана пресекла его порыв одним взглядом. Агдус сник и вышел во двор. Теффан покачал головой:
— Хорошо, что Маруф не видит этого, — сказал он очень тихо, но Зиртана услышала.
— А вы чего все ожидали? — вдруг крикнула она. — Все обо всем знали кроме меня! Агдус!
Мальчик тут же появился на пороге, видимо думая, что сестра передумала, и обнимет его. Но она, презрительно глянув на него, спросила:
— Скажи, ты знал, что у тебя есть старшая сестра?
Мальчик кивнул.
— Дочка… — начала было Маруф.
— Вы много лет назад отняли у меня мать, вчера вы отняли у меня мою приемную мать! А сейчас вы чего хотите от меня, снова отнять?
— Вот она я! — Маруф вскрикнула, — я здесь! Я твоя мама!
Слепая женщина протянула руки.
— А зачем мне теперь это все? Отец! Ездить сюда тайком, как вы ездите шестнадцать лет? Для чего, если я не смогу рассказать своему мужу, что у меня другая мать? Если я не смогу своим детям показать их бабушку! Зачем? — закричала она протяжно, — отвези меня в Хагдуф. Я сегодня же уеду домой.
— Ты хотела видеть свою родную мать? — тихо спросил Теффан. — Я тебя привез! Что теперь? Для чего ты приехала?
— А вы сами не догадываетесь? Когда вам говорят, это не твоя мать! У тебя есть родная! Вы что скажете? Ну и пусть? Нет! Вы захотите увидеть ее! А потом, когда вы понимаете, что в этом доме, где живет ваша мать, есть еще один мальчик, и он ваш брат! Но его скрывают, его никому не показывают. Это тайна! Зачем я буду обнимать того, с кем не смогу видеться и говорить, когда я захочу? Зачем я приехала сюда? Чтобы больше никогда не возвращаться! — Зиртана развернулась и вышла из дома.
На улице Агдус сделал движение к ней. Она выставила руку в его сторону, словно запретив ему подходить. Мальчишка все понял, он склонил голову и остался на месте. Зиртана ушла вниз по дороге.
Татьяна Алимова