Найти тему
СВОЙ ПСИХОЛОГ

Возрастной кризис 7-14 лет

Оглавление

Психолог Ирина Потоцкая: "В жизненном цикле 7-14 лет ребенок ведет непрекращающийся активный диалог с внешним миром. А мир ему отвечает через книги, интернет, школу, семью и ровесников. Через этот диалог у ребенка формируется внутренняя система норм и правил, по которой он будет строить контакт с окружающими и она останется с ним на всю жизнь."

Задача этого этапа – накопить индивидуальный опыт и вобрать правильные ценностные ориентиры для будущей жизни.

Важно знать, что с 7 до 14 лет проходят 2 фазы подросткового кризиса.

  • Первая (негативная) начинается около 9-10 лет и характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. У него появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  • Вторая, непосредственно кризисная фаза достигает пика в 13-14 лет, проявляясь по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию.
Индивидуализм - одно из ключевых слов для периода 7-14 лет жизни ребенка.
Индивидуализм - одно из ключевых слов для периода 7-14 лет жизни ребенка.
Индивидуализм - одно из ключевых слов для этого периода, потому что ребенок отделяет себя от внешнего мира. Индивидуализм как идентификация, основанная на подчеркивании своей индивидуальности. К ребенку в этот период приходят осознавания: «я — это я»; «я иной, чем другие»; «и это хорошо». Он обнаруживает свои особенности, странности, непохожесть на остальных. У него постепенно формируется чувство индивидуального своеобразия, уникальности. И вот такую свою нестандартность надо постепенно исследовать, понять и принять.

Не смотря на то, что мнение сверстников решает многое, ребенок остается индивидуалистом. Он взаимодействует с внешней средой через призму своих личных желаний и потребностей, ощущая, что мир создан для удовлетворения его потребностей. Это ощущение его окрыляет, дает чувство радости жизни. И, если задачи прошлых периодов развития были решены, то и дальше развитие идет «по плану», ребенок становится физически активным и интеллектуально любознательным.

В это время постепенно начинается половое созревание.

Оно сопровождается ускоренным физическим развитием, изменением роста и веса, а также - пропорций тела. Все это происходит скачками и неравномерно. Телесные перемены могут застать ребенка врасплох, расстроить или даже испугать. Вместе с этим повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро могут восприниматься любые критические замечания по этому поводу.

Вместе с физическим ростом ребенка в этот период, растет эмоциональный и интеллектуальный голод из-за развития психики.

Эмоциональный и интеллектуальный голод из-за развития психики ребенка.
Эмоциональный и интеллектуальный голод из-за развития психики ребенка.

Родителям предстоит делиться информацией о построении структур, закономерностях и причинно-следственных связях, соединении материального мира с миром идей, заботе о теле, чистоте, питании, упорядочении вещей в доме. А также научить своих детей планировать время и распределять усилия.

Также в это время закладывается модель взаимодействия человека с материальными ценностями и отношение к деньгам.

У детей формируется желание владеть чем-то своим и закладывается отношение к деньгам.
У детей формируется желание владеть чем-то своим и закладывается отношение к деньгам.

У детей формируется желание владеть чем-то своим. Для родителей - это именно то время, когда необходимо учить обращаться с вещами и деньгами и привить бережливость, аккуратность, чувство меры, разумное распоряжение имуществом и финансами.

Для благополучного прохождения этого жизненного периода и укрепления «Я-концепции», важно знать:

Родители должны с пониманием относиться к возрастным особенностям своего ребенка и быть терпимыми к их вспыльчивости. Издевательства и обидные шутки взращивают в ребенке неуверенность. Кроме того, видя такое отношение к себе, он будет позволять себе относиться так и к другим. Если не гасить энтузиазм, а вдохновлять на добрые дела, то это станет устойчивой частью личности человека. Как и утвержденные ценности: любовь, уважение к себе и другим, честность, порядочность. С таким опытом человек пойдет в свой следующий жизненный цикл.

Нужен семейный психолог - оперативная помощь в кризисных ситуациях.

Автор статьи - психолог Ирина Потоцкая

Потоцкая Ирина Яновна - клинический психолог, семейный психолог, групповой психотерапевт, психотерапевт в модальности "Транзактный анализ". Член ЕАТА и РАТА.
Потоцкая Ирина Яновна - клинический психолог, семейный психолог, групповой психотерапевт, психотерапевт в модальности "Транзактный анализ". Член ЕАТА и РАТА.

Источник: СВОЙ ПСИХОЛОГ , статьи в рубриках "Детско-родительские отношения", "Возрастная психология"

-6

СВОЙ ПСИХОЛОГ - психологический центр, семейные психологи которого более 8-ми лет проводят эффективную семейную терапию для родителей, пар и подростков, обеспечивая безопасную среду, в которой вы и ваша семья можете преодолеть семейные трудности.

  • Вы и ваша семья испытываете трудности в отношениях?
  • Ваш ребенок или подросток сталкивается с психологическими проблемами, с которыми вы не в силах помочь?
  • Вы сбиты с толку или подавлены психическим здоровьем или поведением вашего ребенка и не знаете, к кому и куда обратиться?

Тогда Вам нужен семейный психолог.

Центр СВОЙ ПСИХОЛОГ - хороший психолог в Москве.