В 2020 году по нашей стране гуляла информация о злом и бессмертном вирусе, пришедшем к нам из Китая. СМИ и другие организации очень активно проповедовали идею вакцинации экспериментальными препаратами, по их мнению, активно защищающими привитых от этого вируса. Побывав до этого (в 2018 году) на экскурсии в фармацевтической компании и ознакомившись с тем, как производятся противовирусные препараты и вакцины, я стал бояться прививок больше, чем самого вируса. Я работал учителем и постановление правительства обязывало меня прививаться, если вдруг данный вирус попал бы в национальный календарь прививок. Чтобы избежать последствий данных прививок, я написал работодателю уведомление об отказе вакцинироваться и, чтобы не остаться без средств к существованию, устроился дополнительно на работу в онлайн-школу. Данная школа позиционировала себя, как организация, в которой дети обучаются с огромным желанием. Что очень меня привлекло. Рабочая платформа с контрольными листами, специальное обучение учителей с использованием психологического портрета ученика, у которого проблемы в образовании, направленное на решение данных проблем. Пройдя успешно короткое, но ёмкое обучение за 2 недели. Я становлюсь учителем начальных классов и физической культуры в данной школе.
Но как, оказалось «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Причины, по которым дети приходили в данную школу у всех детей были разные. Но все они сочетались со словом «проблемы». Посетив ознакомительный урок у учителя, родители приходили в восторг от квалификации педагога, записывали своё чадо в школу, а после забывали про него, рассчитывая на чудо-учителей. И бедные дети были предоставлены сами себе. Поэтому далее дети занимались не обучением, а прохождением контрольных листов, для успешной сдачи аттестации по предметам.
Но для меня это стало своеобразным кладом – новым опытом.
Работая в сельской начальной школе, я не встречался с проблемой низкой мотивации обучающихся. Детям всегда нравилось учиться. Многие приходили в школу за полчаса до открытия и уходить домой после уроков не спешили. А здесь я встретил иной подход. Учитель уже на уроке, кто-то вышел вовремя, кто-то через 5 минут, кто-то через 10 минут, кто-то не вышел совсем. А отвечает за качество образования кто? Правильно! Учитель!.
И вот, я начинаю проводить свои уроки. На физкультуре, мы читаем Пантелеева «Честное слово», Норбекова «Опыт дурака, или ключ к прозрению», выполняем упражнения из учебника русского языка за 7, 8, 9 классы (это необходимо нам для написания рефератов). Ко мне на уроки начинают приходить новые ученики: те, которые не посещали уроки физической культуры ранее, считая их необязательными, те, которые считали учителей физкультуры ограниченными, в общем, на уроках становится многолюднее и интереснее, дети приходят и говорят, мы услышали о Вас от одноклассников и нам захотелось попасть к Вам на урок. Ко мне лично стали записываться родители со своими детьми, желая обучать их только у меня. То есть проблема низкой мотивации к обучению на моих уроках стала исчезать.
Но я отметил одну закономерность в общении с детьми. Им в онлайн-школе было так же скучно, как и в обычной общеобразовательной школе, такая же низкая мотивация, как и везде. Почему?
Потому что большинство учителей в онлайн-школе работало на выдачу учебного материала, а не на обучение ученика. Точно также как и в обычной школе. Вы видите разницу? И дети её не видели.
Таким образом, я усвоил новый урок, никакая образовательная технология не способна работать должным образом, если учитель работает через стимул, а не через мотивацию.
Приведу некоторые примеры из работы:
Ученик опоздал на урок.
- Здравствуй, …. . Можно уточнить причину опоздания.
- Здравствуйте, компьютер не работал.
- Что случилось?
- Повис.
- Ты заранее его включал?
- Нет.
- Хорошо. Давай рассмотрим ситуацию. Ты собрался на каникулах с родителями в турпоездку. Вы купили заранее билеты на самолёт. Наступил долгожданный день. Вызвали такси. Таксист приехал, вы погрузились, выехали, и на полпути между аэропортом и домом встали. В машине закончился бензин. Таксист заранее не заправился, то есть оказался не готов к поездке. Что случилось далее, как ты думаешь?
- …..
- А ты уверен, что Вы заранее с родителями выедете в аэропорт? На уроки же ты заранее не выходишь. Компьютер заранее не включаешь.
- Я понял, Роман Валерьевич. Такого больше не повториться.
- Хорошо, поживём, увидим. А сейчас начнём наш урок.
Ещё одна…
На уроке проходим тему «Правильное питание». Ученица выполняет задание.
- Раздай три котлеты: куриную, говяжью и свиную себе и своим родным. А именно будущей дочке и своей маме, к тому времени уже пенсионеру.
- Куриную котлету я отдам дочке, говяжью отдам маме, а себе оставлю свиную.
- Почему именно так?
- Ну, так принято, всё лучшее детям.
- Хорошо. Мы с тобой изучили процесс метаболизма. У кого он лучше развит, у человека какого возраста?
- У ребёнка.
- Согласен. Какая пища наименее вредная?
- Куриная.
- Согласен.
- У кого метаболизм развит хуже?
- У людей старого возраста.
- Т.е. ты хочешь наименее вредный продукт отдать человеку, у которого прекрасный обмен веществ, а человеку с длительным обменом веществ, проблемами со здоровьем, отдать продукт с большим содержанием вредных веществ? Я правильно тебя понял?
- Нет, Роман Валерьевич. Я поняла. Маме отдать куриную котлету, так как она пожилая, это будет для неё полезно. Дочке отдам говяжью котлету, так как она очень быстро её переварит, и в говядине много белка, а дочь растёт и ей требуется строительный материал. А себе оставлю свиную котлету, так как я много работаю, а в жире содержится большое количество энергии.
- Что тебе помешало с первого раза составить правильное меню?
- Мнение других людей, в ТВ показывают детское питание.
- Хорошо, а для чего мы учимся?
- Для того чтобы понимать, что делать и как это делать правильно.
- Я очень рад за тебя. Что было на занятии интересного? Что было полезного?
Такие ситуации возникали постоянно. Проблемы возникали и решались тут же. Но для этого я использовал на уроках события, взятые из жизни, а не из учебника.
Очень интересно было наблюдать за тем, как ученики 9-11 классов приходили к выводу, что они учатся для себя, а не для учителей или родителей. После такого открытия, ученики менялись в лучшую сторону.
Меня же удивляло другое, как ученик, проучившись в школе 10 лет (читайте, просидевший за партой в школе 10 лет), осознаёт лишь в 11 классе, что он учиться для себя (чем на уроках занимались его учителя?). Недавно я смог найти ответ на данный вопрос в разговоре по телефону с коллегой, отработавшим в школе 35 лет. Оказывается его задача выдать моей дочери материал по ФГОС за отведённое ему время. Нет. Он не говорил, что его задача научить мою дочь. Ему требовалось выдать материал по ФГОС. А то, что в нашем законе говорится об инклюзии, когда с учеником работают, опираясь на его способности и возможности в доступной для него форме, для него сие, похоже, неведомо. И большинство учителей в наших школах делают упор на ФГОС. Совершенно игнорируя содержание данного документа. Главным во ФГОСе считается научить ребёнка учиться самостоятельно, изучая общеобразовательные предметы. Научить – учиться, а не выдать учебный материал.
Моё мнение, что большинство учителей, даже не читали этот самый ФГОС. Просто просидев на курсах повышения квалификации и благополучно прослушав лекции преподавателей, многие из которых даже не работали в школах. То есть, пройдя обучение у специалистов, не знакомых с образовательным процессом на практике. И имея на руках удостоверение о том, что они проучены по ФГОС, на самом деле, они являются несведущими специалистами в данном направлении. Так как и те и другие не способны решать бесконфликтно возникающие во время обучения проблемы. Преподавая в школах, такие специалисты калечат наших детей, а не обучают их. Из-за них дети и их родители постоянно испытывают состояние стресса. Из-за этого наше образование скатывается к уровню пещерных людей. Чья глотка шире, тот и прав. Как следствие дети в школах не заинтересованы в своём образовании, а проводят время в виртуальных мирах, соцсетях или совершают противоправные деяния, пытаясь как-то разнообразить своё время и привлечь к себе внимание ровесников или родителей. Возникает травля слабых и безответных.
Но стоит родителям объединиться в один союз с учителями и классным руководителем, стоит пересмотреть свой взгляд на образование, как дети начинают меняться в лучшую сторону. Дети – это наше с вами отражение. Мы меняемся – они меняются. Мы бездействуем – они деградируют.